Церковь у нас соборна. Соборность является одним из свойств истинной церкви и естественно, что указанный принцип должен лежать в устройстве церковной жизни, её управления.
Из истории церкви известно, что во времена апостольские представители церковного авторитета и христианский народ находились между собою в самых близких и тесных отношениях. Миряне в церкви составляли живую и деятельную силу. Апостолы не предпринимали никаких мер, не посоветовавшись предварительно со всею церковью данного места. Такой же порядок управления церковью поддерживался и в послеапостольское время до III века. Представители церковного авторитета II века раскрывали мысль, что благо церкви заключается в единодушном действовании членов ее. Игнатий Антиохийский внушал: «составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии могли быть всегда… и в союзе с Богом» (К Ефес., гл. IV). Такого рода рассуждения мы можем встретить и у таких святых, как Климент Римский, Иустин, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский. Святой Киприан говорит, что сила церковных постановлений заключается в согласии мирян принять такие постановления. Епископ Карфагенский писал: «Кротость, учение и самая жизнь наша (т. е. жизнь пастыря) требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа, распоряжались во всем, по общему согласию».* Церковь, по определению того же Киприана, есть общество, сосредоточенное в своем епископе, и стадо, нераздельное от своего пастыря. Вследствие этого мирянам не препятствовали принимать участие в делах управления церкви. Более того, этого участия искали и желали тогдашние пастыри.
Известно, что каждая поместная церковь состоит из множества епархий, объединённых в митрополии и экзархаты. Епархия, в свою очередь, состоит из приходов, объединённых в благочиние. Существующая в церкви субординация, т.е. подчинение епископов своему митрополиту, а митрополитов патриарху с одной стороны, и подчинение клириков и церковного народа настоятелям, а настоятелей благочинным , благочинных же епископу с другой стороны, должна осуществляться на принципах всеобщего согласия (клира и народа с настоятелями, настоятелей с благочинными при сыновнем подчинении их своему епископу).
В церковной жизни нам нужно стараться избегать губительного самочиния и антицерковного деспотизма. В целях активизации церковной жизни в приходах желательно было бы выставить требования церковного устава РПЦ по вопросу управления приходом. Это относится, прежде всего, к деятельности ревизионной комиссии, приходского совета и приходского собрания. Этим церковным институтам нужно придать жизненность, реанимировать их. Важно, чтобы все главные решения вопросов, возникающих в приходе, принимались с согласия приходской общины и с благословения своего епископа. Это придаст им не только церковный характер, но и получит поддержку со стороны церковного народа.
* Творения св. Киприана. Перевод. Т. I (Письма), стр. 133. Изд. 2-е. Киев, 1891.