Суббота, 23 ноября
Shadow

Сретение Господне для каждого из нас

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось.

Сретение Господне 

Указание Симеону

 

    Праздник Сретения Господня установлен в Православной Церкви в царствование императора Юстиниана (527—565). И до этого времени воспоминание об этом священном событии встрече человечества, в лице старца Симеона, с Богом совершалось в Церкви, но часто, не торжественно.

Примерно за 300 лет до Рождества Христова египетский царь Птолемей велел перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий.

Для этого были избраны особые образованные лица.

Одним из семидесяти двух толковников, которым была доверена эта высокая миссия, был праведный Симеон.

По преданию, святому Симеону было указано переводить книгу пророка Исаии. Дойдя до 14 стиха 7 главы пророчества, переводчик остановился; ему надобно было переводить святые слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». «Дева» —  по-еврейски Га-алима.

Га-алима — дева чистая, девственница, не познавшая мужа. Но, исходя из текста, виден парадокс: «как такая дева могла родить сына? И каким словом по-гречески обозначить ее?»

Задумался и заколебался св. Симеон. И в это время явившийся ему ангел сказал: «За то, что ты усомнился в пророчестве, Бог указывает тебе, что ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь Божественного Младенца…» (см. Лк 2. 26).

И с этого указания, с этого дня праведный Старец всей своей жизнью готовится к встрече с Богом, ждёт обещанного ему священного события.

Но встреча постоянно откладывается.

Прошли десятилетия, а Дивный Младенец не рождался. Истощались силы старца. Жизнь стала для него тяжелым бременем; смерть же не приходила.

Отныне жизнь боголюбивого Симеона стала подвигом непрестанного ожидания.

К нему в Иерусалимский храм приходили сотни и сотни молодых женщин с детьми, но Той, Которая «имеет родить» Спасителя мира, среди них не было.

И каждый раз, оставаясь один, в смирении Симеон склонял голову со словами: «Да будет воля Твоя».

Так в ожидании Симеон достиг глубокой старости: ему исполнилось триста шестьдесят лет.

Возраст, телесные немощи давали о себе знать, но Симеон ждал.

Он знал и веровал, что  пророческий приход Девы и Младенца явится ему  извещением о скором принятии его Богом.

Глядя на это, можно говорить, что старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

И смиренное, терпеливое ожидание Симеона было вознаграждено.

Встреча состоялась.

 

Богоприимство

 

   Славянское слово «Сретение» переводится как «встреча

Сретение Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова.

В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (см. Левит 12. 1-8). В соответствии с этим законом, женщины после родов на сороковой или тридцатый день (в зависимости от того, какого пола был ребёнок: мальчик или девочка) должны были приходить в храм для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богоматерь. Она приносит два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков.

По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца в данном случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.

Деву Марию с Младенцем Христом на руках и Иосифа Обручника в Иерусалимском храме встретили два праведника: Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 37).

Святой Симеон познает свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на Которой исполнилось пророчество Исаии. Анна также узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа.

С благоговением и радостью Симеон принимает в свои объятия Господа и восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2. 29-32).

За то, что святой Симеон «взял на руки» (Лк 2. 28) Младенца Христа, Православная Церковь называет его Богоприимцем.

Сретение Господне
Сретение Господне

 

Ощутить Бога

 

   В Нагорной проповеди звучат слова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8).

И действительно, только люди с чистым сердцем, с доброю совестью могут в себе ощущать Бога.

Сама эта радость дается человеку в награду за труды благочестия, за горячую веру в Бога, т.е. за то  чем свят и славен был старец Симеон.

Блаженный Феофилакт говорит, что, увидев Иисуса, Симеон просит у Бога отпущения и разрешения души от телесных уз. Из этого следует, что святые «тело свое за узы почитают» и посему  не боятся смерти.

Своими  словами Симеон утверждает, что смерть для него — это упокоение, потому что «с миром» означает «в покое».  Само же понятие покоя неразрывно связано с умиротворением помыслов.

И после этой встречи радостно и легко Симеону, и легко ему отойти от этого мира. Он испытывает ту радость, о которой Господь сказал: «…возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16. 22).

Обращаясь к Матери, Симеон говорит: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий … да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35).

Старец предсказывает, что Божественный Младенец многих приведет ко спасению, но немало будет и таких, которые ожесточатся и совсем отпадут от Бога.

И тем, как люди отнесутся к Спасителю мира и к Его учению, они фактически укажут собственное духовное устремление.

Трактуя, эти мысли можно рассуждать, что кто тяготится своими грехами и жаждет правды Божией, тот обретет в Нем Руководителя и Целителя своей души. Тот же, кто любит этот мир с его греховными наслаждениями, кто доволен собой или, подобно еврейским книжникам, превратил религию в источник благосостояния, тому учение Христа будет неприемлемо.

Людям сознательно отвергшим призыв ко спасению, проповедь Христа послужит к еще большему осуждению.

Родившегося Господа Симеон называет «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников)», то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля.

 

Значимость встречи

 

   Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный.

В Ветхом Завете это был избранный народ еврейский (израильский), а в Новом Завете это уже весь верующий христианский мир.

И символическое значение праздника Сретения заключается в том, что праведность Ветхого Завета приносит поклонение святости Нового Завета.

Образ старца Симеона — весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия.

Сам же он не может жить дольше и молится Христу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», —  и уходит в вечность, а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон.

Ветхозаветное человечество и, в частности, народ еврейский завершил свой духовный путь Богоприимства в лице своего представителя —  Симеона.

Сретение Господне —  это момент встречи и разлуки двух Заветов: Ветхого и Нового.

В это же время звучит и  пророчество праведного Симеона относящееся  уже к Пресвятой Богородице: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 35)..

Пресвятая Богородица, зачавшая Его бессеменно и родившая непорочно, не испытала ни боли, ни страданий при рождении Христа.

Однако Она должна будет пережить неизмеримые боль и страдание во время Его исхода. Несомненно,  что  под словом «оружие» подразумевается боль Девы Марии, когда Она будет стоять у Креста и созерцать муки Своего Сына

Встреча Бога и человека, которая произошла в Иерусалимском храме, должна быть для каждого человека его личным событием.

Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем.

Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме и тени смертной (см. Мф 4. 16).

Праздник Сретения призывает нас к обновлению нашего как бы личного завета (союза) с Богом, к посвящению нашей жизни Господу Иисусу Христу.

В этот день Господь явился перед лицом Божьим в Иерусалимском храме не только за Себя, но и за нас и для нас.

В этот день Он призывает и нас последовать за Ним и посвятить Ему нашу жизнь и наши души.

Сретение Господне совершилось ради нашего спасения.

Мы часто говорим, что нет больше подвига, чем смерть за Христа. Это правильно, и не случайно Церковь так прославляет святых мучеников.

А когда вглядываешься в образ святого Симеона, то видишь здесь другой подвиг, совершенный этим человеком. Он жил Христа ради, он жил ожиданием встречи со Христом.

И как важно и необходимо, чтобы у каждого такая встреча с Богом произошла — и чем раньше, тем лучше.

Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет  обращается ко всем нам: «Господь ждет от нас решения: впустим ли мы Его в наше сердце или оно окажется занятым заботами века сего. Есть ли у нас золото веры, ладан молитвы и смирна покаяния, чтобы достойно встретить Творца?».

Нам каждому дана возможность иметь Христа в своем сердце. И сам Господь обращается к каждому из нас, говоря: «Чадо! отдай сердце твое Мне!» (Прит 23. 26). Он всегда ищет человеческое сердце, идет к нему навстречу.

Господь приходит — и тяжесть житейского креста облегчается. В дни суровой действительности, когда жизнь преподносит нам испытания, нужно устремляться к Нему: «…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс 49. 15), ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс 144. 18)

 

                                                  Александр А. Соколовский

11 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *