Пятница, 26 апреля
Shadow

Святитель Николай Сербский (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

О трех предметах не спеши рассуждать:

о Боге, пока не утвердишься в вере;

о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;

и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

Св. Николай Сербский

 

18 марта день памяти святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского.

 Сербский

Начало жизни

Святитель Николай родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в селе Лелич в самом центре Сербии неподалеку от Вальева.  Его родители   Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми. Их первенец был крещен с именем Никола в монастыре Челие(«Келии»).

Детство Николы прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богослужения в монастырь. Позднее отец отвел Николу в монастырь учиться грамоте. Уже в раннем детстве в мальчике проявились способности и усердие к учебе. Во время учебы в гимназии в Вальево он был одним из лучших учеников.

По окончании 6-го класса гимназии Никола хотел поступить в Военную академию, но медицинская комиссия признала его не годным. Тогда он поступил в Белградскую семинарию. Во время учебы он читал не только учебную литературу, но познакомился и со многими классическими произведениями. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Во время учебы он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи

 

Интеллектуальное возрастание

Закончив семинарию, Никола   работал учителем в селах неподалеку от Вальева.  В это время он дружил со священником Саввой Поповичем и помогал ему в его служении. Вскоре по решению церковного священноначалия Никола Велимирович вошел в число стипендиатов и был направлен на учебу за границу. Так он попал на Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». А в 1909 году в Оксфорде он подготовил диссертацию по философии Беркли, которую защитил на французском языке в Женеве.

 

Монашеский постриг

Осенью 1909 года Никола возвращается на родину, где тяжело заболевает. Шесть недель он проводит в больнице. В это время он дает обет, что в случае выздоровления примет монашеский постриг и посвятит свою жизнь усердному служению Богу и Церкви. И, поправившись и выйдя из больницы, он принял монашество с именем Николай и 20 декабря 1909 года был рукоположен в священнический сан.

Через некоторое время Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

В Академии долго не знали о том, что Николай уже окончил два европейских университета (при приеме в Академию он поступал просто как вчерашний семинарист). Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где своей речью о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выпросил для него у правительства стипендию на путешествие по России. Таким образом, о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений

После возвращения в Сербию он преподает в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки. Он пишет и публикует в различных изданиях свои статьи, беседы и исследования на различные философско-богословские темы. Молодой ученый иеромонах выступает с беседами и лекциями по всей Сербии, благодаря чему приобретает известность. Его выступления и беседы посвящены, в первую очередь, различным нравственным аспектам народной жизни. Непривычная и оригинальная ораторская манера отца Николая особо привлекает сербскую интеллигенцию.

 

Общественная деятельность

Отец Николай, принимавший активное участие в общественной жизни, вызывал у многих удивление и уважение. Не только в Белграде, но и в других сербских краях начали говорить об образованном собеседнике и ораторе. В 1912 году отец Николай был приглашен на торжества в Сараево. Высказывания отца Николая не остались незамеченными со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в Загреб для участия в торжествах, посвященных памяти митрополита Петра (Петровича-Негоша). Однако, его приветственная речь была передана и зачитана перед собравшимися.

Во время Балканских и Первой мировой войн иеромонах Николай выступал с речами, поддерживая и укрепляя сербский народ в его борьбе, участвовал в оказании помощи пострадавшим, раненым и обездоленным. А свое жалование он пожертвовал до окончания войны на нужды государства.

Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

Однако, как дипломат и оратор, владеющий несколькими европейскими языками, иеромонах Николай мог принести больше пользы сербскому народу в соответствии с его возможностями.

В апреле 1915 года он был послан сербским правительством в США и Великобританию. Отец Николай старался донести до западных союзников истинную картину страданий сербского народа. Он выступал с лекциями в храмах, университетах и других общественных местах, внося личный вклад в дело спасения и освобождения своего народа. Ему удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католиков, униатов и протестантов, склонявшихся к идее борьбы за освобождение и объединение южнославянских народов.  Благодаря деятельности отца Николая немалое число добровольцев из-за границы отправилось сражаться на Балканы, так что высказывание одного английского офицера о том, что отец Николай «был третьей армией», можно считать вполне справедливым.

 

Епископское служение

25 марта 1919 года иеромонах Николай был избран епископом Жичским, а уже в конце 1920 году переведен на Охридскую епархию.  Верность святоотеческим традициям и жизнь по Евангелию привлекали к нему верующих. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат фундаментальные творения святителя. В это время он активно восстанавливает запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводит в порядок кладбища, памятники, поддерживает благотворительные начинания.

 В Сербии владыка Николай возглавил народное «Богомольческое движение», призванное привлечь к церкви простых, неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селениях. «Богомольцы» — это были люди, готовые не только регулярно посещать церковь, но и повседневно жить по канонам Святой Православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая за собой и других. «Богомольческое движение», распространившееся трудами Владыки по всей Сербии, было настоящим народным религиозным пробуждением

Особое место в его деятельности занимает работа с детьми бедняков и сиротами.  Детские дома и приюты для сирот были открыты владыкой Николаем в разных городах, так что в них содержалось около 600 детей.

Немалый вклад был внесен им и в дело объединения всех частей Сербской Церкви на территории новообразованного королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия).

Епископ Николай неоднократно выполнял различные церковные и государственные миссии. 21 января 1921 года владыка вновь прибывает в США. За шесть месяцев там им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах.

Особым предметом забот владыки было состояние церковной жизни местной сербской общины. 21 сентября 1921 года он был назначен первым сербским епископом-администратором США и Канады и нес это послушание до 1923 года. Владыка выступает с инициативой постройки монастыря святого Саввы в Либертвилле.

 В 1927 году он вновь приезжал в США и читал лекции в Политическом институте в Вильямстауне, выступал с беседами в епископальных и православных церквях, в Пристонском университете и Федеральном Совете Церквей.

В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию. При нем епархия переживает возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция монастыря Жича.  В период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки

Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами.  Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Само нахождение епископа Николая в Жиче вызывало у немцев беспокойство. И 12 июля 1941 года владыка был переведен в монастырь Любостиню.  В середине декабря 1942 года владыка Николай был перевезен в Войловицу, куда позже был доставлен и патриарх Сербский Гавриил.  К узникам была приставлена охрана, окна и двери были закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту.  Однако, и в Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями.

 

Миссионер-просветитель

14 сентября 1944 года владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау. Они были единственными в Европе церковными лицами такого сана, взятыми под стражу. Освободили их 8 мая 1945 года американские войска. После этого святитель не вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты. И он был записан новыми властями в ряды народных предателей,

После войны владыка Николай активно занимался миссионерской деятельностью и церковной работой, путешествовал по США и Канады, ободряя малодушных, примиряя враждующих и научая истинам евангельской веры и жизни, многие ищущие Бога души. Он и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках.

Владыка Николай преподавал в православных семинарии и академии

В самой же Югославии в числе других сербских архиереев владыка был зачислен в ярые противники коммунистического режима. По решению коммунистических властей владыка Николай был лишен югославского гражданства

 

Великий Святитель

Последние месяцы своей жизни владыка провел в русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился святых Христовых тайн. Святитель отошел ко Господу   18 марта 1956 года. Из монастыря святителя Тихона тело его было перенесено в монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтаря храма.

Святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) еще в 1958 году назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».

Мощи святого владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года. в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.

19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.

Святой Владыка Николай Сербский является автором пятнадцати томов произведений, любимых в Православном мире. Их чтение укрепляет нашу святую веру, святоотечески наставляя современного человека на Путь Истины. Его призыв к христианам быть в жизни не сторонними наблюдателями, а духовными воинами-победителями, обращен непосредственно к нашим сердцам: «Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу. Победа тому дается, чье око неустанно на нее устремлено. Помышляющий о поражении теряет победу из вида и больше не обретает ее…. Бдительно несите стражу свою, чтобы никакой враг не проник через стену в град ваш. Одного только пропустите – город сдадите. Одна лишь змея заползла в Рай, и Рай адом сделался. Одна капля яда в крови, и врачи предрекают смерть!

Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!»

 

Святитель Николай Сербский (Велимирович) «Ж М П» 1999. №7

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский .pravmir.ru

Святитель Николай Сербский (Велимирович) mgarsky-mo nastery.org

Святитель Николай Сербский (Велимирович) hram-vsr.ru

 

                         Александр А. Соколовский

6 Comments

  • Степан

    Сербия как православная страна — сестра и Беларуси, и России. А влыдыку Николая Сербского рекомендую нашим православным читать. Спасибо за глубокую публикацию об этом святом.

  • Мария

    Святитль Николай писал, что когда угасает любовь, люди ищут справедливости.Абсолютно согласна. Спаси Господи.

  • Кирилл

    Коммунисты хотели построить Царство Небесное на земле без Бога. Но так быть не может. Ибо всё сотворено и творится Им.

  • Зарина

    Духовный яд разрывает человека на куски. И нет цельной личности. Всё изложено мастерски.

  • Геннадий

    И это тоже сказал святой Николай Сербский «Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков». Ваша статья даёт основания саморазвиваться. Благодарю за открытие для меня этого святого..

  • Анатолий

    Сайт «Спасение» опредённо имеет духовно-просветительский ориентир. На епархиальном уровне — это однозначно лучший сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *