О трех предметах не спеши рассуждать:
о Боге, пока не утвердишься в вере;
о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;
и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.
Св. Николай Сербский
18 марта день памяти святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского.
Начало жизни
Святитель Николай родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в селе Лелич в самом центре Сербии неподалеку от Вальева. Его родители Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми. Их первенец был крещен с именем Никола в монастыре Челие(«Келии»).
Детство Николы прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богослужения в монастырь. Позднее отец отвел Николу в монастырь учиться грамоте. Уже в раннем детстве в мальчике проявились способности и усердие к учебе. Во время учебы в гимназии в Вальево он был одним из лучших учеников.
По окончании 6-го класса гимназии Никола хотел поступить в Военную академию, но медицинская комиссия признала его не годным. Тогда он поступил в Белградскую семинарию. Во время учебы он читал не только учебную литературу, но познакомился и со многими классическими произведениями. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Во время учебы он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи
Интеллектуальное возрастание
Закончив семинарию, Никола работал учителем в селах неподалеку от Вальева. В это время он дружил со священником Саввой Поповичем и помогал ему в его служении. Вскоре по решению церковного священноначалия Никола Велимирович вошел в число стипендиатов и был направлен на учебу за границу. Так он попал на Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». А в 1909 году в Оксфорде он подготовил диссертацию по философии Беркли, которую защитил на французском языке в Женеве.
Монашеский постриг
Осенью 1909 года Никола возвращается на родину, где тяжело заболевает. Шесть недель он проводит в больнице. В это время он дает обет, что в случае выздоровления примет монашеский постриг и посвятит свою жизнь усердному служению Богу и Церкви. И, поправившись и выйдя из больницы, он принял монашество с именем Николай и 20 декабря 1909 года был рукоположен в священнический сан.
Через некоторое время Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
В Академии долго не знали о том, что Николай уже окончил два европейских университета (при приеме в Академию он поступал просто как вчерашний семинарист). Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где своей речью о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выпросил для него у правительства стипендию на путешествие по России. Таким образом, о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений
После возвращения в Сербию он преподает в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки. Он пишет и публикует в различных изданиях свои статьи, беседы и исследования на различные философско-богословские темы. Молодой ученый иеромонах выступает с беседами и лекциями по всей Сербии, благодаря чему приобретает известность. Его выступления и беседы посвящены, в первую очередь, различным нравственным аспектам народной жизни. Непривычная и оригинальная ораторская манера отца Николая особо привлекает сербскую интеллигенцию.
Общественная деятельность
Отец Николай, принимавший активное участие в общественной жизни, вызывал у многих удивление и уважение. Не только в Белграде, но и в других сербских краях начали говорить об образованном собеседнике и ораторе. В 1912 году отец Николай был приглашен на торжества в Сараево. Высказывания отца Николая не остались незамеченными со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в Загреб для участия в торжествах, посвященных памяти митрополита Петра (Петровича-Негоша). Однако, его приветственная речь была передана и зачитана перед собравшимися.
Во время Балканских и Первой мировой войн иеромонах Николай выступал с речами, поддерживая и укрепляя сербский народ в его борьбе, участвовал в оказании помощи пострадавшим, раненым и обездоленным. А свое жалование он пожертвовал до окончания войны на нужды государства.
Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.
Однако, как дипломат и оратор, владеющий несколькими европейскими языками, иеромонах Николай мог принести больше пользы сербскому народу в соответствии с его возможностями.
В апреле 1915 года он был послан сербским правительством в США и Великобританию. Отец Николай старался донести до западных союзников истинную картину страданий сербского народа. Он выступал с лекциями в храмах, университетах и других общественных местах, внося личный вклад в дело спасения и освобождения своего народа. Ему удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католиков, униатов и протестантов, склонявшихся к идее борьбы за освобождение и объединение южнославянских народов. Благодаря деятельности отца Николая немалое число добровольцев из-за границы отправилось сражаться на Балканы, так что высказывание одного английского офицера о том, что отец Николай «был третьей армией», можно считать вполне справедливым.
Епископское служение
25 марта 1919 года иеромонах Николай был избран епископом Жичским, а уже в конце 1920 году переведен на Охридскую епархию. Верность святоотеческим традициям и жизнь по Евангелию привлекали к нему верующих. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат фундаментальные творения святителя. В это время он активно восстанавливает запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводит в порядок кладбища, памятники, поддерживает благотворительные начинания.
В Сербии владыка Николай возглавил народное «Богомольческое движение», призванное привлечь к церкви простых, неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селениях. «Богомольцы» — это были люди, готовые не только регулярно посещать церковь, но и повседневно жить по канонам Святой Православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая за собой и других. «Богомольческое движение», распространившееся трудами Владыки по всей Сербии, было настоящим народным религиозным пробуждением
Особое место в его деятельности занимает работа с детьми бедняков и сиротами. Детские дома и приюты для сирот были открыты владыкой Николаем в разных городах, так что в них содержалось около 600 детей.
Немалый вклад был внесен им и в дело объединения всех частей Сербской Церкви на территории новообразованного королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия).
Епископ Николай неоднократно выполнял различные церковные и государственные миссии. 21 января 1921 года владыка вновь прибывает в США. За шесть месяцев там им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах.
Особым предметом забот владыки было состояние церковной жизни местной сербской общины. 21 сентября 1921 года он был назначен первым сербским епископом-администратором США и Канады и нес это послушание до 1923 года. Владыка выступает с инициативой постройки монастыря святого Саввы в Либертвилле.
В 1927 году он вновь приезжал в США и читал лекции в Политическом институте в Вильямстауне, выступал с беседами в епископальных и православных церквях, в Пристонском университете и Федеральном Совете Церквей.
В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию. При нем епархия переживает возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция монастыря Жича. В период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки
Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами. Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Само нахождение епископа Николая в Жиче вызывало у немцев беспокойство. И 12 июля 1941 года владыка был переведен в монастырь Любостиню. В середине декабря 1942 года владыка Николай был перевезен в Войловицу, куда позже был доставлен и патриарх Сербский Гавриил. К узникам была приставлена охрана, окна и двери были закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту. Однако, и в Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями.
Миссионер-просветитель
14 сентября 1944 года владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау. Они были единственными в Европе церковными лицами такого сана, взятыми под стражу. Освободили их 8 мая 1945 года американские войска. После этого святитель не вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты. И он был записан новыми властями в ряды народных предателей,
После войны владыка Николай активно занимался миссионерской деятельностью и церковной работой, путешествовал по США и Канады, ободряя малодушных, примиряя враждующих и научая истинам евангельской веры и жизни, многие ищущие Бога души. Он и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках.
Владыка Николай преподавал в православных семинарии и академии
В самой же Югославии в числе других сербских архиереев владыка был зачислен в ярые противники коммунистического режима. По решению коммунистических властей владыка Николай был лишен югославского гражданства
Великий Святитель
Последние месяцы своей жизни владыка провел в русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился святых Христовых тайн. Святитель отошел ко Господу 18 марта 1956 года. Из монастыря святителя Тихона тело его было перенесено в монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтаря храма.
Святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) еще в 1958 году назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».
Мощи святого владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года. в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.
19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.
Святой Владыка Николай Сербский является автором пятнадцати томов произведений, любимых в Православном мире. Их чтение укрепляет нашу святую веру, святоотечески наставляя современного человека на Путь Истины. Его призыв к христианам быть в жизни не сторонними наблюдателями, а духовными воинами-победителями, обращен непосредственно к нашим сердцам: «Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу. Победа тому дается, чье око неустанно на нее устремлено. Помышляющий о поражении теряет победу из вида и больше не обретает ее…. Бдительно несите стражу свою, чтобы никакой враг не проник через стену в град ваш. Одного только пропустите – город сдадите. Одна лишь змея заползла в Рай, и Рай адом сделался. Одна капля яда в крови, и врачи предрекают смерть!
Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!»
Святитель Николай Сербский (Велимирович) «Ж М П» 1999. №7
Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский .pravmir.ru
Святитель Николай Сербский (Велимирович) mgarsky-mo nastery.org
Святитель Николай Сербский (Велимирович) hram-vsr.ru
Александр А. Соколовский
Сербия как православная страна — сестра и Беларуси, и России. А влыдыку Николая Сербского рекомендую нашим православным читать. Спасибо за глубокую публикацию об этом святом.
Святитль Николай писал, что когда угасает любовь, люди ищут справедливости.Абсолютно согласна. Спаси Господи.
Коммунисты хотели построить Царство Небесное на земле без Бога. Но так быть не может. Ибо всё сотворено и творится Им.
Духовный яд разрывает человека на куски. И нет цельной личности. Всё изложено мастерски.
И это тоже сказал святой Николай Сербский «Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков». Ваша статья даёт основания саморазвиваться. Благодарю за открытие для меня этого святого..
Сайт «Спасение» опредённо имеет духовно-просветительский ориентир. На епархиальном уровне — это однозначно лучший сайт.