Беларусь — наш общий дом, в котором каждый человек, независимо от его возраста, пола, религии, социального происхождения и прочих отличий, имеет, с одной стороны, право на жизнь и покровительство законов, а с другой — обязанности по сохранению мира, безопасности, добрососедства и справедливости.
Законодательство Республики Беларусь уважительно относится к мнению граждан, руководствуясь принципом равных возможностей и запретом на какую-либо дискриминацию по религиозному признаку. Это положение укрепляет надежду верующих людей на то, что их ценности могут и должны быть учтены в формировании правовых основ нашего общества.
Традиционные конфессии Беларуси оставляют за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам, поскольку состоят из граждан страны, у которых есть свой взгляд на происходящее, свое мироощущение, потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе, с представителями власти — есть свои права и свободы. Необходимость актуализации этих прав особенно важна в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда исчезает такое понятие, как грех, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят разрушительные установки и законы, становящиеся причинами депопуляции и нестабильности.
Основываясь на вышеуказанных положениях, мы, представители традиционных вероисповеданий, собрались вместе, чтобы выразить общую позицию по вопросам, связанным с проблемами сохранения жизни и демографической безопасности в нашем государстве. Несмотря на исключительное многообразие и отличие наших традиций, обычаев и убеждений, мы должны выразить свою общую глубокую убежденность в том, что приверженность традиционным ценностям является необходимым условием для выживания народа, для сохранения его цивилизационного будущего. Такие традиционные ценности, как вера, жизнь, семья, любовь, долг, ответственность, самопожертвование, солидарность, установлены не людьми: это нормы, вложенные Богом в нашу природу и в своей значимости не зависящие от конкретных условий общественного бытия.
Отмечая большие достижения нашего общества в деле защиты материнства и детства, старости и инвалидности, мы сочли крайне важным обратить внимание общественности на проблему абортов.
Представители медицины согласны с тем, что аборт — это процедура, наносящая вред здоровью женщины. Называя аборт «вынужденным злом» и по-разному мотивируя возможность аборта, сотрудники медицинских учреждений считают важным снижение численности абортов и регулярно отчитываются об уменьшении их числа. Однако в действительности речь идет о том, что значительная часть абортов, будучи названной иными медицинскими терминами и описаниями, оказывается просто неучтенной. Основываясь на опыте душепопечения и общения с людьми, мы со всей ответственностью можем заявить, что проблема абортов в нашем обществе, вопреки статистике, не становится меньше, но, напротив, только возрастает, что обусловливается, не в последнюю очередь, законодательной ситуацией в нашей стране.
Закон, разрешающий умышленное и насильственное прерывание жизни ребенка в утробе матери, определяет нынешнее положение дел и одним своим существованием свидетельствует о дегуманизации и нравственной деградации некоторых общественных норм.
Каждая человеческая жизнь — это неразрывное целое, начинающееся в момент зачатия и проходящее различные этапы до смерти. В науке этим этапам даются различные наименования, такие как «зигота», «бластоциста», «эмбрион», «плод», «младенец», «ребенок», «подросток» и «взрослый». Это не меняет научного консенсуса, согласно которому в любой момент своего развития каждый индивидуум является живым представителем человеческого рода. Именно поэтому от момента зачатия он имеет право на жизнь и на защиту жизни и достоинства со стороны общества и государства. Мы не можем согласиться с лишением права на жизнь тех, кто нездоров или же тех, кто «мешает» чьим-то жизненным планам. С момента зачатия всякое посягательство на жизнь человеческой личности преступно.
Закон, разрешающий грех детоубийства, бросает вызов Божественным законам человеческого бытия и несет угрозу человеческой цивилизации. Искусственное прерывание беременности противоречит принципам защиты материнства и детства, подрывает основы социальной стабильности белорусского общества и несет в себе пагубное воздействие на традиционные семейно-брачные отношения, являющиеся залогом дальнейшего развития нашей страны.
Легализация абортов противоречит целям и задачам Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Декларации прав ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, согласно которым каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, как до, так и после рождения.
Искусственное прерывание беременности (аборт) является насильственным прерыванием жизни ребенка в период от ее возникновения при зачатии (оплодотворении) до рождения. Аборт несет в себе серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Мы признаем наличие принципиальной разницы между абортом и необходимыми медицинскими процедурами, которые проводятся, чтобы спасти жизнь матери, даже если такое вмешательство приводит к потере жизни ее ребенка. Запрещение абортов не влияет на оказание оптимальной помощи беременным женщинам.
Порочная практика абортов определяет зарождение и развитие проблемы бесплодия, попытки решить которую культивируют в нашем обществе все новые и новые формы попрания морали. Самым ярким примером является «суррогатное материнство», являющееся не только попранием традиционных семейных ценностей, но торговлей детьми и женским телом.
Дети — наше будущее. Мы напоминаем, что деторождение, как и семья, являются естественным образом существования человеческого рода. Никогда ранее эти естественные процессы еще так не нуждались в нашей защите, как сейчас. Мы свидетельствуем, что принятие абортов в качестве правовой нормы категорически несовместимо с веро- и нравоучением наших религий. Все, кто считает себя последователем одной из традиционных конфессий, должны считать недопустимым существование и поощрение такого зла, как аборт.
Мы обращаемся со словами поддержки ко всем, кто разделяет наши семейно ориентированные ценности и, несмотря на видимое засилье идеологии потребительства, осознает значимость чадородия и идеалов сохранения жизни.
Мы выражаем искреннюю благодарность за бескорыстное служение всем здоровым силам общества, организациям и защитникам жизни, которые прилагают все усилия, чтобы ребенок ввиду его физической и умственной незрелости был обеспечен специальной охраной и заботой, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Мы благословляем подвиг материнства и отцовства и выражаем благодарность врачам, педагогам, психологам, юристам, прочим специалистам, — всем тем, благодаря кому становится возможным появление на свет, сохранение жизни, воспитание, образование и врачевание наших детей.
Мы обращаемся к работникам культуры и творческой интеллигенции с призывом активно способствовать утверждению семейных ценностей и уважению к жизни среди юношества и молодежи.
Мы призываем чиновников и политиков на международном, национальном и на всех уровнях государственного управления пересмотреть соответствующие законы и начать осуществлять действенные меры по сохранению жизни человека на всех ее этапах, как до, так и после рождения.
Надеемся, что наши совместные усилия, направленные на защиту и сохранение жизни, послужат укреплению нашего общества, его процветанию и развитию.