Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Собор новомучеников и исповедников земли Белорусския

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

 Собор Белорусских святых — праздник Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 2018 году — 28 октября.

Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В то время на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и был лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Время перемен тогда ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом возрождения веры, нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси.

Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.

 Святость

Смысл библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении — «избранный»: «вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святые — избранные — это люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей — (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения). Среди же праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла (1 Кор. 1, 18-21) восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

Люди, исходя из представлений земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, чтобы она была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствуют о святости умершего. Первое из них — нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2.23). Не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями именуют «мощами». Мощи способны — «мощны» — совершать Божией волей чудеса, чаще всего — чудо исцеления или защиты от опасности. Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига — очищения мученической смертью.

 Cобор-Белорусских-святых_2

Белорусские святые

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл     и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия, в состав которой входили белорусские земли, —  Смоленская. Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские — первые на Беларуси мученики ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. Но в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял святитель Георгий (Конисский). Он вел активную просветительскую деятельность.  Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Соответственно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году, Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры.

К числу белорусских святых присоединен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 году был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и принявший мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелейшие времена общего безверия сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, которая несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенной и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата в Собор Белорусских святых включены имена двух прославленных угодников Божиих: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского Богоявленского монастыря священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора,

Всего Собор всех Белорусских святых насчитывает более 80 имен.

Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти.

Рекомендуемое

Святость человека в православной аскетической традиции, Доклад профессора МДА А.И. Осипова pravoslavie.ru

Cобор Белорусских святых blagobor.by

Cобор Белорусских святых azbyka.ru

   Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *