Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля.
Преподобный Зосима, поселившийся вслед за Савватием на диком, необитаемом острове Белого моря, был основателем Соловецкой обители, одной из древнейшей и знаменитейшей в России.
О преподобном Зосиме известно, что родом он из Новгородской области, из села Толвуя близ Онежского озера. С молодых лет Зосима полюбил отшельническую жизнь и, оставив родину, отправился к Белому морю. Здесь он встретился с иноком Германом, который до этого жил с преподобным Савватием на одном из Соловецких островов. Зосима узнал от Германа, что тот остров, что тот остров, на котором подвизался Савватий, находится в двух днях плавания от берега и только летом его посещают рыбаки — в остальное время он недоступен из-за бурь. Такое уединенное место с лесами и озерами, показалось Зосиме пригодным для отшельнической жизни, и он упросил старца Германа отправиться с ним туда. И вот, помолившись, они устроили там себе шалаш из древесных ветвей и начали свою суровую иноческую жизнь, возделывая землю для пропитания и часто страдая от холода и голода. Но еще тяжелее стало Зосиме, когда ему пришлось на целую долгую зиму остаться в одиночестве, так как Германа, отправившегося на берег, задержала осенняя непогода, когда ветер нагнал скопища льда и сообщение с островом не прекратилось. Однако подвижник не смутился духом на пустынном острове, молитва и упование на Бога подкрепляли его. Не поддался Зосима унынию и тогда, когда у него истощились запасы пищи. И Господь отозвался на чудную веру в Него. Два незнакомых человека принесли Зосиме пищу и сказали:
— Возьми и ешь, а мы, если Бог велит, опять приедем к тебе…
И так питался он до наступления весны, а там возвратился на остров Герман с рыбаком Марком, пожелавшим разделить уединение подвижников. Они привезли запасы пищи и снасти для рыбной ловли.
Со временем имя Зосимы стало известным. К нему начали приходить страждущие, и когда людей собралось множество, Зосима приступил к построению небольшой деревянной церкви во имя Преображения Господня. Это и стало началом известной Соловецкой обители. Храм был освящен по благословению новгородского владыки, приславшего все необходимое с поставленным сюда на игуменство иноком Павлом. Однако игумен оставался здесь недолго; ему не под силу были трудности суровой, пустынной жизни на отдаленном острове, и он возвратился в Новгород. Недолго оставались поставленные после него игумены Феодосий и Иона. Тогда братья Соловецкого монастыря решили не брать себе игуменов из других монастырей и попросили возглавить обитель Зосиму. Когда же преподобный отказался принять на себя такое высокое звание, они втайне от него отправили в Новгород посла с той же просьбой к архипастырю. Их желание было уважено, и Зосима, рукоположенный в Новгороде, был с великой честью отпущен в устроенную им обитель, взяв с собой богатые пожертвования новгородских жителей. С радостью был встречен по своем возвращении новый игумен, и при нем обитель стала быстро процветать. Нашлись средства и для построения новой большой соборной церкви в честь Успения Божьей Матери. Число братии значительно увеличивалось. Перенесены были в монастырь мощи преподобного Савватия из часовни у реки Вага, где он скончался и был погребен, а останки его оказались нетленными.
Между тем для обители настали не лучшие времена. Ее тревожили местные жители, придерживавшиеся иной веры. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельских землевладельцев с завистью и недоброжелательством относились к поселению на острове иноков, поскольку право на владение им присваивали себе — приплывали сюда в озерах ловить рыбу. Инокам же препятствовали в этом и угрожали, что разгонят.
Тогда Зосима отправился в Новгород с просьбой о помощи. Городское вече решило передать Соловецкие острова во владение зосимовой обители. Кроме того, бояре одарили подвижника новыми пожертвованиями и обещали и впредь помогать обители.
Рассказывают, что в то время, как новгородские бояре уважили просьбу преподобного Зосимы, одна богатая и влиятельная боярыня, Марфа Борецкая, к нему отнеслась недоброжелательно. А в ее-то помощи он и нуждался больше всего, так как именно ее рабы и поселенцы, жившие на землях, близких к острову, особенно рьяно обижали и оскорбляли монастырских послушников. Наслушавшись наговоров на преподобного от своих приближенных, боярыня приказала выгнать его из своего дома. Раб Божий смиренно принял это бесчестье, но отходя от порога Марфы, вздохнул и сказал:
— Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору. Двери дома затворятся и уже не отворятся… этот двор запустеет…
Вскоре, впрочем, Мафра осознала, что была не права, и стала усердной покровительницей Зосимы, дала ему грамоту на землю и рыбную ловлю. Перед отъездом преподобного она позвала его к себе на обед и посадила на почетное место. Незлобивый старец принял ее приглашение, но едва касался пищи и был молчалив. Вдруг, взглянув на гостей, он закрыл лицо руками прослезился… на вопрос своего ученика Даниила о причине его внезапной скорби Зосима отвечал:
— Я вижу шесть главнейших бояр сидящими без головы…
И объяснил, что предвидит их печальную участь. И в самом деле это предсказание исполнилось. При усмирении Новгорода великим князем Иоанном Васильевичем, дедом Грозного, в 1471 году шестеро бояр, привидевшихся Зосиме, как главные участники бунта, были казнены… Боярыня же Марфа с сыном Феодором, дочерьми и внуками была сослана в заточение в Нижний Новгород, и дом Марфы запустел…
Под руководством преподобного Зосимы в обители жили многие и строгие подвижники — его ученики: Иоанн, Василий, Онуфрий, Герасим и другие.
Верша богоугодные дела, преподобный Зосима никогда не забывал о смерти. Достигнув глубокой старости, он приготовил себе гроб и, часто глядя на него, представлял себя лежащим в нем, готовился к переходу в вечность. И эта блаженная для праведника минута наконец наступила. Почувствовав приближение кончины, Зосима созвал братию, избрал для нее игумена Арсения, заповедовал ему соблюдать введенный устав, помолился о благоденствии обители, благословил всех и сказав: «Телесно мы разлучаемся. Но духом с вами пребывать буду», — предал душу Господу.