Воскресенье, 28 апреля
Shadow

Преподобный Зосима, Соловецкий Чудотворец

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля.

Преподобный Зосима, поселившийся вслед за Савватием на диком, необитаемом острове Белого моря, был основателем Соловецкой обители, одной из древнейшей и знаменитейшей в России.

О преподобном Зосиме известно, что родом он из Новгородской области, из села Толвуя близ Онежского озера. С молодых лет Зосима полюбил отшельническую жизнь и, оставив родину, отправился к Белому морю. Здесь он встретился с иноком Германом, который до этого жил с преподобным Савватием на одном из Соловецких островов. Зосима узнал от Германа, что тот остров, что тот остров, на котором подвизался Савватий, находится в двух днях плавания от берега и только летом его посещают рыбаки — в остальное время он недоступен из-за бурь. Такое уединенное место с лесами и озерами, показалось Зосиме пригодным для отшельнической жизни, и он упросил старца Германа отправиться с ним туда. И вот, помолившись, они устроили там себе шалаш из древесных ветвей и начали свою суровую иноческую жизнь, возделывая землю для пропитания и часто страдая от холода и голода. Но еще тяжелее стало Зосиме, когда ему пришлось на целую долгую зиму остаться в одиночестве, так как Германа, отправившегося на берег, задержала осенняя непогода, когда ветер нагнал скопища льда и сообщение с островом не прекратилось. Однако подвижник не смутился духом на пустынном острове, молитва и упование на Бога подкрепляли его. Не поддался Зосима унынию и тогда, когда у него истощились запасы пищи. И Господь отозвался на чудную веру в Него. Два незнакомых человека принесли Зосиме пищу и сказали:

— Возьми и ешь, а мы, если Бог велит, опять приедем к тебе…

И так питался он до наступления весны, а там возвратился на остров Герман с рыбаком Марком, пожелавшим разделить уединение подвижников. Они привезли запасы пищи и снасти для рыбной ловли.

Со временем имя Зосимы стало известным. К нему начали приходить страждущие, и когда людей собралось множество, Зосима приступил к построению небольшой деревянной церкви во имя Преображения Господня. Это и стало началом известной Соловецкой обители. Храм был освящен по благословению новгородского владыки, приславшего все необходимое с поставленным сюда на игуменство иноком Павлом. Однако игумен оставался здесь недолго; ему не под силу были трудности суровой, пустынной жизни на отдаленном острове, и он возвратился в Новгород. Недолго оставались поставленные после него игумены Феодосий и Иона. Тогда братья Соловецкого монастыря решили не брать себе игуменов из других монастырей и попросили возглавить обитель Зосиму. Когда же преподобный отказался принять на себя такое высокое звание, они втайне от него отправили в Новгород посла с той же просьбой к архипастырю. Их желание было уважено, и Зосима, рукоположенный в Новгороде, был с великой честью отпущен в устроенную им обитель, взяв с собой богатые пожертвования новгородских жителей. С радостью был встречен по своем возвращении новый игумен, и при нем обитель стала быстро процветать. Нашлись средства и для построения новой большой соборной церкви в честь Успения Божьей Матери. Число братии значительно увеличивалось. Перенесены были в монастырь мощи преподобного Савватия из часовни у реки Вага, где он скончался и был погребен, а останки его оказались нетленными.

Между тем для обители настали не лучшие времена. Ее тревожили местные жители, придерживавшиеся иной веры. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельских землевладельцев с завистью и недоброжелательством относились к поселению на острове иноков, поскольку право на владение им присваивали себе — приплывали сюда в озерах ловить рыбу. Инокам же препятствовали в этом и угрожали, что разгонят.

Тогда Зосима отправился в Новгород с просьбой о помощи. Городское вече решило передать Соловецкие острова во владение зосимовой обители. Кроме того, бояре одарили подвижника новыми пожертвованиями и обещали и впредь помогать обители.

Рассказывают, что в то время, как новгородские бояре уважили просьбу преподобного Зосимы, одна богатая и влиятельная боярыня, Марфа Борецкая, к нему отнеслась недоброжелательно. А в ее-то помощи он и нуждался больше всего, так как именно ее рабы и поселенцы, жившие на землях, близких к острову, особенно рьяно обижали и оскорбляли монастырских послушников. Наслушавшись наговоров на преподобного от своих приближенных, боярыня приказала выгнать его из своего дома. Раб Божий смиренно принял это бесчестье, но отходя от порога Марфы, вздохнул и сказал:

— Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору. Двери дома затворятся и уже не отворятся… этот двор запустеет…

Вскоре, впрочем, Мафра осознала, что была не права, и стала усердной покровительницей Зосимы, дала ему грамоту на землю и рыбную ловлю. Перед отъездом преподобного она позвала его к себе на обед и посадила на почетное место. Незлобивый старец принял ее приглашение, но едва касался пищи и был молчалив. Вдруг, взглянув на гостей, он закрыл лицо руками прослезился… на вопрос своего ученика Даниила о причине его внезапной скорби Зосима отвечал:

— Я вижу шесть главнейших бояр сидящими без головы…

И объяснил, что предвидит их печальную участь. И в самом деле это предсказание исполнилось. При усмирении Новгорода великим князем Иоанном Васильевичем, дедом Грозного, в 1471 году шестеро бояр, привидевшихся Зосиме, как главные участники бунта, были казнены… Боярыня же Марфа с сыном Феодором, дочерьми и внуками была сослана в заточение в Нижний Новгород, и дом Марфы запустел…

Под руководством преподобного Зосимы в обители жили многие и строгие подвижники — его ученики: Иоанн, Василий, Онуфрий, Герасим и другие.  

Верша богоугодные дела, преподобный Зосима никогда не забывал о смерти. Достигнув глубокой старости, он приготовил себе гроб и, часто глядя на него, представлял себя лежащим в нем, готовился к переходу в вечность. И эта блаженная для праведника минута наконец наступила. Почувствовав приближение кончины, Зосима созвал братию, избрал для нее игумена Арсения, заповедовал ему соблюдать введенный устав, помолился о благоденствии обители, благословил всех и сказав: «Телесно мы разлучаемся. Но духом с вами пребывать буду», — предал душу Господу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *