Воскресенье, 22 декабря
Shadow

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

31 марта день памяти святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского – выдающегося аскета, проповедника и церковного писателя.

Жизненный путь и служение

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский родился в Иерусалиме в 315 году. Он был воспитан в строгом христианском благочестии. Его образование главным образом было направлено на изучение Священного Писания.

Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером.

В 348 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В то время Иерусалимская епархия подчинялась Церкви Кесарийской.

Митрополит Акакий Кесарийский. исповедовал арианскую ересь. Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и, следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему.

Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Всю свою жизнь, несмотря на перенесенные страдания, святой Кирилл боролся и отстаивал чистоту апостольского вероучения о полноте Божественности во Христе, как Боге и Сыне Божьем.

И делал это бесстрашно, невзирая на чины и звания еретиков.

В день празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло знамение, документально зафиксированное историками и астрономами того времени. Около трех часов дня в небе над Иерусалимом появилось ослепительное начертание креста. Святой Кирилл написал об этом императору Констанцию, который притеснял православных и поддерживал арииан.

Архиепископ Кирилл убеждал главу империи: «О, царь! Оставь свои еретические заблуждения и обратись в истинное православие!»

Это была, конечно же, дерзость со стороны Иерусалимского архиепископа.

За время служения три раза Иерусалимский епископ должен был удаляться в изгнание. Около семнадцати лет он проводит их вне непосредственного общения со своей паствой

Гонения на архиепископа Кирилла начались уже через год после занятия им Иерусалимской кафедры.

Митрополит Акакий был в дружеских отношениях с императором. И, когда церковный собор низложил Акакия и лишил его митрополичьего сана, император Констанций отменил это соборное решение и восстановил Акакия в управлении Кесарийской Церковью.

После того, как святитель Кирилл отказался подчиняться незаконному митрополиту, Акакий стал искать повод низложить самого Кирилла Иерусалимского.

И такой повод вскоре нашелся.

Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих.

Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют в Тарсе.

После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом — арианином Евдоксием оклеветал и Собор, и святителя Кирилла.  После этого император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник, он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных.

Святитель Кирилл вернулся к своей пастве.

Однако же, через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей.

Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил инструмент рабочих. И тогда великий ужас охватил всех.

На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак

Но вскоре святой Кириак перенес мученическую кончину

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру. Но в правление императора Валента в третий раз был отправлен в ссылку.

Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.

В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Святитель Кирилл также внес личный вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «единую, святую, соборную».

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

 

Творческое наследие

Святитель Кирилл был замечательным учителем и свидетелем веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». Они дают обширную информацию по истории древней огласительной дисциплины и представляют краткий очерк общего вероучительного исповедания Иерусалимской Церкви, ибо произнесены они были в полноте учительной власти и от лица Церкви.

В древней христианской Церкви были два рода людей: крещеные (являвшиеся членами Церкви и на­зывавшиеся верными) и желающие принять Крещение (или оглашенные). Слово «оглашенный» происходит от слова «оглашение», по-гречески (катехизис), т.е. первоначальное наставление в догматах веры для желающего быть христианином. Оглашенные, в отличие от верных, не могли участвовать в церковных Таинствах, в особенности причащаться Святых Христовых Таин, слушать Символ веры, молитву Господню «Отче наш», и поучения о главнейших и сокровенных Таинствах христианской веры.

Принятие оглашенных в члены Церкви происходи­ло не сразу, но постепенно и последовательно. После достаточного испытания искренности желания огла­шенных принять христианскую веру, им первоначаль­но разъяснялись пагубность языческого суеверия и православные догматы веры, с толкованием и свиде­тельствами Ветхого и Нового Заветов. Их постепенно приобщали к церковной жизни: позволяли входить в собрания верных, но при них никакая тайна, а осо­бенно Евхаристия, не совершалась, по слову святителя Иоанна Златоуста: «При затворенных дверях слу­жим тайну, непросвещенным же вход возбраняем».

К оглашенным святитель Кирилл говорил свои первые поучения, названные огласительными.  Им давалось полное и точное изложение Символа веры и краткий рассказ о Таинствах. А члены Церкви, в свою очередь, молились о них, особенно усердно в дни Великого Поста вплоть до Великой Субботы, когда происходило Крещение оглашенных. 

А тайноводственные поучения, истолковывающие обряды совершения и смысл церковных таинств были адресованы уже новокрещенным.

Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».

«Члены веры, — учит святой Кирилл, — составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».

В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл таинства крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься: «Великое дело — предстоящее крещение. Оно — освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении всё, что в действительности произошло со Спасителем, происходит и с нами, но безболезненно, без мучений. И мы в крещении делаемся причастниками страданий Христа».

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский так отзывается о святителе Кирилле: «Св. Кирилл беседует спокойно, предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо… Описание священных обрядов в оглашениях его соединяет с внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени… Обряды, описываемые св. Кириллом, поражают и радуют сына Православной Церкви».

Святитель Кирилл Иерусалимский своими поучениями преподал высоту и красоту православного веро- и нравоучения и другим показал образ преподавания христианских догматов.

 

Г.В. Флоровский. Восточные отцы IV века Париж,1931.orthlib.ru

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский patriarchia.ru

Святитель Кирилл Иерусалимский.mir-slovo.ru

7 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *