Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

2 марта совершается память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Происхождение и служение

После свержения татарского ига в 1480 году и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных.

Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 году и был наречен во святом Крещении Ермолаем.

Отец его принадлежал к тем русским людям, которые не боялись селиться на этих опасных землях.

Ермолай окончил школу в Зилантьевом монастыре. Зилантъев монастырь, иначе Зилантов Успенский, находится близ Казани, на Зилантовой горе (с татарского — Змеиной).

Детство и юность Ермолая прошли среди жутких рассказов и впечатлений: о татарских жестокостях. На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных.

Наконец, в 1552 году, царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань.

Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани.

Была учреждена Казанская епархия.

Ермолай   лично знал и был в духовном общении с великими просветителями своего родного города: казанским архиепископом Гурием и архимандритом Германом.

Обретение иконы

Служение будущего Патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

В служение о. Ермолая в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году.

О. Ермолай   с благословения Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая.

Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах, а также тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской «Заступнице усердная».

Назначение на Казанскую кафедру

Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре.

Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления.

Но, в 1589 году скончался митрополит Казанский Иов, и 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был хиротонисан во епископа и стал Казанским митрополитом.

Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

Новый святитель продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание святых мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения.

Патриаршая миссия

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе

Став Патриархом, святитель Ермоген восстановил в Москве сгоревшую книгопечатню, начал исправление богослужебных книг, велел переводить их с греческого, писать летописи и сам лично следил за печатанием. Было напечатано «Святое Евангелие» и «Жития святых» от сентября до декабря. Он занимался в богатой библиотеке Чудова монастыря и написал историю канонизации митрополита Московского Алексия.

Он был талантливый проповедник, только голос его был глухой и слабый.

Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав». При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб — многогласии, а мирян — в неблагоговейности при богослужении.

Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени — нашествием самозванца Лжедимитрия II и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству.

В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники.

С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.

Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

В одном из них он писал: «..Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… … Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца»

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Лжедмитрий II: он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. также как   и его предшественник Лжедмитрий I, убитый ранее 27 мая 1606 года.

Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.

Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, побуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.

Совместно с русскими изменниками они насильно сместили   Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью.

 Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру»

Как только в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и изменники приступили опять к Патриарху со своими домогательствами и угрозами. Но Патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты».

После этого начался мученический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена. Его лишили человеческого питания и с издевательствами бросали в его темницу сноп овса и немного воды

Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя.

Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.

Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский days.pravoslavie.ru

Священномученик Ермоген (Гермоген), www.sedmitza.ru

Священномученик Ермоген Московский, патриарх www.azbyka.ru/

Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси www.patriarchia.ru

 

                     Александр А. Соколовский

6 Comments

  • Степан

    За всякое отступничество от Веры гнев Божий падёт на грешника на Страшном Суде, а всякий заступник за Веру будет торжествовать.

  • Мария

    В Великий пост душеполезно нравственно поучительно познавать жизнь и служение наших Святых Читаешь и радуешься чистоте духовной, устойчивой морали, хранению христианских ценностей Увы, в нашем обществе этого уже нет.

  • Петр

    Разумное отстивание убеждений, а тем более Веры — это и дар, и самообладание, и внутренний подвиг. Святые в этом отношении образец величия.

  • Сергей

    Мог как человек пойти на компромис, но как православный не допускал и мысли даже. Мученик всегда вызывает сочувствие, а священномученик вызывает восхищение. Таков Ермоген

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *