Четверг, 28 ноября
Shadow

Преподобный Иов игумен и чудотворец Почаевский

иов

«…быв всем на позор и на пользу»

 

10 ноября празднуется память Иова Почаевского.

 

Происхождение

Преподобный Иов Почаевский родился в 1551 году на Покутье в Галичине (ныне: Львовская обл. недалеко от г.Коломыя). Семья его, носившая фамилию Железо, принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию и своё чадо во святом крещении они нарекли Иоанном. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни.

В 10-летнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого Спасо-Преображенского монастыря позволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал любовь монастырского братства, а прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов в честь праотца Иова Многострадального (впоследствии он принял схиму, вернув прежнее имя).

 

Игумен

Услышав о добродетелях молодого иеромонаха, воевода Киевский князь Константин Константинович Острожский, известный своим покровительством православному просвещению на Волыни, обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. находившийся в городе Дубно, на острове.

Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии.

В сане игумена он пробыл более двадцати лет, к этому времени относятся заключение Брестской унии (1596 г.) и последовавшие притеснения православных.

Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного.

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он направил некоторых православных на переводческую деятельность и переписку книг и сам участвовал в этом труде.

По благословению святого в 1581–1582 годах   князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия).

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года поселился неподалеку в скромной обители — на горе Почаевской.

 

Настоятель Почаевской лавры

Согласно преданию, основоположником Почаевского монастыря был афонский чернец Мефодий. Около 1240 года здесь поселились пустынножители монахи — выходцы из Киево-Печерского монастыря. Они покинули Киев, спасаясь от нашествия полчищ Батыя.

В 1340 году в Почаеве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе. До конца XVI века обитель была пустынной: иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери.

Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно просили его стать их игуменом.

Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский укрепил свое положение и возвысился над прочими западно-русскими обителями.

Жизнь в Почаевской обители до преподобного Иова было в большей степени пустыннической.  И история не сохранила даже имен Почаевских настоятелей, так как афонская идиоритмия, где общим является только жилище и богослужение, во всем остальном каждый монах живет по своему личному усмотрению, не обязательно предполагала привычного для нас типа монастыря с настоятелем во главе.

Преподобный Иов был в сущности первым настоятелем Почаевского монастыря, преобразовав его в киновию (общежительный монастырь), по примеру прочих западнорусских монастырей,

В 1597 году в обители появилась великая святыня — Чудотворная икона Божией Матери, переданная помещицей Анной Гойской (ей икону подарил греческий митрополит Неофит, гостивший в ее доме).

Преподобный Иов стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Тамашевских в обители был построен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

Икона была установлена над Царскими вратами, откуда опускалась для верующих, что совершается и доныне.

Это был период расцвета монастыря, число иноков в нем сильно возросло. Но вскоре последовали бедствия.

В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив его, убили одного из иноков. После смерти князя Константина Острожского в 1608 году и главной благотворительницы Почаевского монастыря княгини Анны Гойской, умершей в1617 году, у монастыря появилось немало завистников. Так, внук княгини Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, воевода Бельский, стремился захватить владения монастыря, пожалованные согласно завещания Анной Гойской в вечное владение. И, несмотря на строгие санкции завещания, он отобрал земли вокруг монастыря, в частности те, на которых располагался монастырский колодец и пруд, обеспечивавший монастырь водой. Тогда преподобный Иов благословил выкопать колодец прямо на горе, что снижало вероятность обнаружения воды почти до минимума. Однако, по молитвам святого, вода показалась уже на глубине 46 метров. Этим колодцем монастырь пользуется и по сегодняшний день.

Но, после многолетних тяжб, монастырю все же удалось выиграть судебный процесс о монастырских угодьях, и в 1647 году. Андрей Фирлей вынужден был подписать мировую

Для укрепления Православия на Волыни важную роль сыграла книгоиздательская литературная деятельность преподобного Иова.

В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография — Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания.

До 1932 года в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного — «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений.

Главной для преподобного была борьба с католиками и протестантскими сектами, особенно социнианской, проповедующей монотеизм в иудаистской форме.

Социниане ставили Моисеевы книги выше Евангелия, отрицали догматы о Святой Троице, Божестве Иисуса Христа, Приснодевстве Марии. Именно поэтому в книге преподобного Иова эти заблуждения рассмотрены особенно подробно.

Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого.

Преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности Восточному Православию.

В Почаевской лавре до сих пор сохраняется пещера, где в течение нескольких суток стоял на молитве преподобный Иов.

Преподобный Иов, по примеру древних молчальников, был настолько молчалив, что по временам с трудом можно было услышать от него что-нибудь другое, кроме молитвы, которая постоянно исходила из уст его: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

Помимо е поста, непрестанной молитвы, коленопреклонений, слез и молчания, — братолюбие, глубокое смирение, послушание, кротость и милосердие составляли отличительные качества блаженного подвижника.

От постоянных трудов и подвигов плоть преподобного Иова была измождена, и тело его, и особенно ноги были в язвах, так что он с апостолом мог сказать: «аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6, 17).

В обители Преподобный занимался физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители. В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре.

Строгий и взыскательный к самому себе, преподобный Иов, по любви к ближним, был снисходителен к немощам других и абсолютно незлобив.

До 1649 года игуменствовал преподобный Иов. Своего же преемника он назначил только в 98-летнем возрасте.

21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине, а 28 октября, совершив Божественную литургию, он мирно отошел ко Господу.

Преподобный Иов был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние.

 

Почитание

Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его святые мощи.

8 августа 1659 года митрополит Дионисий с архимандритом Феофаном и с братиею обители открыли гроб преподобного, и святые мощи его обретены были нетленными. При многочисленном собрании народа, перенесены были они в великую церковь Живоначальной Троицы и положены в паперти.

28 августа 1659 года нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

В 1675 году по молитве преподобного Иова Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но, чудеса исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. Униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить Папу Римского канонизировать его. Но Папа отказал им по причине ревности святого о Православии.

В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Православной Церкви.

Великая сила заключена в мощах преподобного. Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года.

В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России А в 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова. Мощи преподобного Иова покоятся с почетом и в бережении.  Рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он проводил в молитвенном бдении.

 

Преподобный Иов Почаевский days.pravoslavie.ru

Преподобный Иов Почаевский, игумен  azbyka.ru

Житие Преподобного Иова, игумена Почаевского  pochaev.org.ua

 

                                 Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *