«Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость — страх Господень и истинный разум — удаление от зла»
19 мая – память праведного Иова Многострадального. Образ Иова — это символ безграничного доверия Богу. Книга Иова, в которой описана его жизнь и страдания, его глубокая и возвышенная беседа с друзьями о Промысле Божием, входит в состав канонических книг Ветхого Завета.
Жизнь праведника
Иов Многострадальный — по преданию, племянник праотца Авраама жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Он был человеком богобоязненным и благочестивым. В повседневной жизни он удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Иов был богатым, знаменитым и уважаемым по всему Востоку.
Семь сыновей праведного Иова и три его дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем».
В славе и богатстве прожил 78 лет.
Но вот попустил Господь — и постигли Иова страшные несчастья: сначала он совершенно разорился, а затем сразу умерли все его дети.
Тогда Иов разодрал верхнюю одежду, остриг голову, пал на землю, поклонился и сказал «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1. 21-22)
Все друзья и знакомые оставили его. Жена его вынуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи. Она плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа, и даже посоветовала праведному Иову похулить Всевышнего, чтобы Иову умереть и прекратить свои мучения.
Но, на всё это ответил ей Иов «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).
И Иов не согрешил перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
«Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив, и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19, 25-27).
Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться.
Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи.
В душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность.
И тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — это дерзость.
И видение Господа вразумило Иова.
И сказал Иов Господу: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено… Я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я раскаиваюсь в прахе и пепле». (Иов 39, 34; 42, 6).
Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, ибо, — сказал Господь, — только лицо Иова Я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8).
Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери.
После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет и видел потомство свое до четвертого рода
Уроки Иова
Жизнь и страдания праведного Иова являются лучшим примером и свидетельством действия в мире Промысла Божия.
Согласно определению Промысла Божия епископа Емесского Немезия: «Промысл есть Божественное попечение о существующем»
Преподобный Иоанн Дамаскин излагает основные идеи учения о Промысле Божием следующим образом:
Бог все предвидит, в том числе и то, что зависит от нас, но ничего не навязывает. Он не хочет, чтобы было зло, но и не принуждает к добродетели.
Все происходит по благоволению Божию или по попущению. По благоволению – то, что бесспорно добро, а по попущению — то, что бесспорно добром не является.
Часто Бог попускает и праведнику впадать в несчастья, чтобы показать другим скрытую в нем добродетель. Так было с Иовом.
Иногда Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати. Так было с апостолом Павлом (2 Кор. 12, 7).
Бог может оставлять человека на время для исправления другого, чтобы, глядя на него, другие вразумлялись. Так было, например, с Лазарем и богатым (См.Лк. 16, 19).
Еще Бог попускает кому – либо по страдать для возбуждения ревности в другом. Видя, как прославился пострадавший, и другие бесстрашно шли на страдания в надежде на будущую славу. Так было, например, с мучениками.
Иногда же Бог даже попускает человеку совершить постыдный поступок для исправления еще худшей страсти.
Таким образом, следуя святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварных существ, направляет их к благим целям, всякое добро поддерживает, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Используемые материалы:
- Ветхий Завет: Книга Иова patriarchia.ru
- Святой праведный Иов Многострадальный days.pravoslavie.ru
- Праведный Иов Многострадальный azbyka.ru
- Протоиерей Владимир Башкиров Прав. Иов Многострадальный minds.by
Материал подготовил Александр А. Соколовский