Верить Богу
Мы с вами называем себя и осознаем себя верующими людьми. И в то же время, часто читая каноны, молитвы, которые Святая Церковь установила, как образец для нас с вами, чтобы мы ими пользовались, мы обращаем внимание на то, что Святая Церковь призывает нас молиться и просить прощения о нашем маловерии. И часто в православных молитвах упоминается о том, что наша вера слишком мала и холодна.
Вместе с тем, сила же веры – безгранична.
Об этом живо свидетельствует Евангелие.
Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает».
Римлян иудеи не любили, более того, их боялись, потому что римляне завоевали Иудею, властвовали над её жителями и, были по сути оккупантами, чужестранцами. Кроме того, римляне были язычниками, они не знали Истинного Бога и не кланялись Ему, они кланялись идолам.
И вот этот человек, который в глазах иудеев был страшным человеком, которого надо бояться и от которого надо держаться подальше, подходит к Господу Иисусу Христу и просит, чтобы Христос исцелил его болеющего слугу.
Господь, услышав такую просьбу, тотчас изъявляет готовность прийти в дом к этому сотнику. Т.е. предполагается небывалое дело: в дом к римлянину, захватчику, хочет прийти Тот, Кого называют Учителем праведности.
И римский сотник говорит: «Нет, я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом. Но если хочешь, скажи хотя бы одно слово – и выздоровеет слуга мой» (см. Мф. 8, 8).
И далее сотник объясняет Иисусу Христу своё понимание веры, говоря: «Я вот являюсь начальником, и говорю одному: иди туда, и он идет, другому говорю: приходи сюда, и он приходит, и слугам своим говорю: сделай то-то, и они делают. Так и Ты, скажи одно слово – и выздоровеет слуга мой» (см. Мф. 8, 9).
Услышав такое, Господь хвалит этого человека, ставит его в пример, говоря, что Он во всем Израиле не нашел такой веры, и указывает что именно такая вера и даст человеку спасение и именно такая вера открывает перед человеком Царство Божие.
И говорит Господь этому сотнику: «Иди, будет тебе по слову твоему» (см. Мф. 8,10–13).
И далее Господь пророчествует о том, что наступит время, когда множество таких людей, подобных этому сотнику, придут и обретут Царство Божие, а те, которые о себе мнят, что они праведники, но не имеют ни того смирения, которое есть у этого человека, ни такой веры, не войдут в Царство Божие (см. Мф. 8,11–12).
Сейчас идет время Петровского поста – самое время поразмыслить о нашем духовном состоянии. Нам требуется иметь веру. Без веры невозможно спасение. Без веры невозможна жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает нас об особой духовной трезвости, которая должна быть у каждого православного человека, о том, как хранить нам наше смирение. Он говорит, что даже если тебе и будет видение, ты в первую очередь скажи, что ты недостоин, чтобы это было с тобой, и не воспринимай его как должное. Потому, что если это искушение, ты таким образом победишь искушение, ибо враг рода человеческого имеет возможность принимать и вид ангела светлого. А если ты даже и подлинному видению не поверишь, то Господь воспримет это, как великое твое смирение
Истина веры
Вера – это величайший дар Божий. И нам следует просить его у Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Который для того и пришел в мир, чтобы открыть нам тайну спасительной веры
Вера—это способность, которая может «увидеть» реальность, стоящую за чудом.
Чудо — это знак, знамение, символ реальности, которую возвещает, устанавливает Иисус. Но её можно увидеть только очами веры. Вера — это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира.
Очень многие верят в Бога, но эта вера еще не приближает их к Богу, надо еще верить Богу. Для этого нужны постоянные волевые усилия, беспрерывная борьба с собой, со своим эгоизмом, с нашей падшей природой.
Вера, по естественному своему свойству, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума и не может быть принято обычным суждением. Она есть согласие нашего ума на принятие истин, сообщаемых нам от Бога и заключенных в Священном Писании.
Вера христиан основана не на идеях, а на событиях. Сам Символ веры есть историческое свидетельство о тех спасительных, искупительных событиях, в которых вера видит великие деяния Божьи
Вера является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем.
Вера это готовность человеческого духа слушать Бога, открываться Ему, то есть это стремление души навстречу Богу, это такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли, путем необъяснимой уверенности.
Вера есть акт свободы духа, вне свободы нет веры, именно этим вера отличается от знания, хотя знание также предполагает веру. Живая вера это дорога в мир духовный, в мир Божий, она не может пребывать в том, кто привязан к миру обывательскому, где господствует плоть и грех.
Вера это дверь к Богу и нет другой двери к Нему. Эта дверь постоянно открывается перед тем, кто очищает себя непрестанным покаянием, поэтому она широко раскрыта для чистого сердца, но закрыта для всякого совершающего грех.
Святитель Феофан Затворник пишет: «… сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но всё это наконец должен был признать суетою и крушением духа (Еккл. 1, 8, 17–18; 3, 10–11; 8, 17). Один покой для человека в Боге».
Проповеди: О даре веры:..Неделя 4-я по Пятидесятнице verav.ru
Вера (Неделя 4-я по Пятидесятнице) mitropolit.kiev.ua
Александр А. Соколовский