Суббота, 27 апреля
Shadow

Cвятая праведная княгиня София Слуцкая

Освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся в феврале 2016 года в Москве, благословил общецерковное почитание святой праведной княгини Софии Слуцкой —   1 апреля.

 

Жизненный путь

Святая праведная София Слуцкая достойно прошла свой недолгий земной путь, став помощницей и заступницей всем православным христианам. Она родилась 1 мая 1585 года и была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарою дочерью Николая Кишки. В младенчестве была крещена духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Слуцкой Свято-Варвариинской церкви. В младенчестве потеряла родителей: 6 мая 1586 года умер её отец, мать умерла в 1594 году.

Осиротев, София стала богатой наследницей. Ей досталась третья часть родового состояния. Затем, в течении нескольких лет умерли дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Поскольку детей у них не было, то к Софии перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию, София стала также и княгиней Копыльской. Таким образом она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой.

Опекунство над ней взяли Ходкевичи, родственники по материнской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич).

Поначалу девочку опекал Юрий Ходкевич, забравший её в Вильну. В Вильно София обращается к православной вере, к святым книгам, подолгу беседует со священниками. Икону, Покров Божией Матери, княжна сохраняла при себе с самого младенчества.

18 октября 1594 года её опекун Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, с целью избавления от долгов, договорился отдать одиннадцатилетнюю Софью замуж по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.

Была назначена дата бракосочетания —  6 февраля 1600 года.

Впоследствии, после смерти Юрия Ходкевича в 1595 году, новым опекуном Софии становится Иероним Ходкевич, виленский каштелян. Он так же подтверждает предыдущий договор с Радзивиллами.

Однако, благополучно начавшийся сговор, обещавший его участникам позитивные перспективы, подвергся серьезным испытаниям. Причиной этому послужили притязания Кшыштофа Радзивилла на поселение Копысь, расположенное на Днепре между Оршей и Шкловом. История перехода этого поселения от одного владельца к другому сложна и запутанна. Радзивилл в 1596 году сумел отсудить Копысь у Ходкевичей, которые в это время им владели. Это в значительной степени охладило отношения между участниками брачного договора. Конфликт усилился в связи с проблемой долга Ходкевичей Радзивиллам и не желанием последних возместить расходы на содержание и воспитание княжны Софии. Кроме того, Радзивиллы стали распространять слухи, что Ходкевичи управляют имением княжны, не забывая и своих интересов. В ответ Ходкевичи вознамерились расторгнуть брачный договор.

Радзивиллы силой оружия решили склонить Ходкевичей к выполнению принятых обязательств.

Конфликтующие стороны стремились заручиться поддержкой родственников и влиятельных друзей. В окрестностях Вильно стали собираться вооруженные сторонники Радзивиллов. Ходкевичи, со своей стороны, сосредоточили в городе большое число своих вооруженных людей. Вспомнились старые обиды с обеих сторон. Назревала серьезная смута. Ко всему прочему, юная княжна призывает князя Януша Радзивилла к благочестию, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства от 18 февраля 1600 года об её отказе. Княжна указывает о доли родства между нею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности князя Януша к протестантизму.  До кровопролития, в которое могло быть вовлечено около 20 000 человек, оставались часы.

София Юрьевна неустанно молила Бога остановить кровопролитие, причиной которого она стала. Перед угрозой войны даже сам король Жыгимонт III отправил послов, призывая к миру.

Все православное духовенство Слуцка пребывало в посте и молитве.  И Господь не попустил бессмысленного кровопролития. В последнее мгновение противники сговорились на том, что Радзивилл, в обмен на согласие княжны, оставляет любые денежные претензии.

И, тогда, княжна София дает согласие на брак с Янушем.

В житиях святой пишется: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке».

Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в православии и поставившей условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. В этот день праздновался Покров Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.

Трудна была жизнь сироты у Ходкевичей, не легче стала она и в замуже­стве. Во всех печалях своих княжна, а за­тем княгиня София находила утеше­ние только в молитве, в Церкви.

Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.

В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия.

Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню православия. В молодой княгине нашли православные значимое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку.  Жители города сплотились в Слуцкое Преображенское братство с целью защиты православия. В деятельности братства праведная София принимала самое деятельное участие.

Под кров княгини Софии Юрьевны, собирались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в православии единоверцы из различных имений. София вместе с богомольцами, пешком посещала храмы в дни их престольных праздников.

Софья также убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, что юридически обеспечивала защиту интересов православных. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась. «Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…»

Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего края, сохранив в чистоте и неприкосновенности православие. Город являлся религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались православные Белой Руси.

Кроме юридической защиты православия, княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причта, щедро жертвовала на храмы. На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар церквам

В 1604, 1608 годах супруги Радзивилы переносят горе: умирают в младенчестве их сын Николай и дочь Екатерина.

Сама же княгиня София умерла от родов мертворожденной дочери, в возрасте 26 лет, 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень).

Её обширные владения: 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень —  перешли к мужу, в род Радзивиллов,

Похоронили её в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с отцом князем Юрием Юрьевичичем.

Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. И после смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

 

Канонизация и почитание

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая. Её мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 году крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

Православной Церковью святая София — княгиня Слуцкая — канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 года. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

В 2012 году Священный Синод Белорусской Православной Церкви призвал своих духов­ных чад к сугубому молитвенному чествова­нию памяти святой праведной Софии княгини Слуцкой в ознаменование 400-летия ее преставления.

Нетленные останки княгини Слуцкой Софии ныне почивают открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Святая София княгиня Слуцкая по праву считается покровительницей благочестивых браков и семьи. Среди народа она всегда почиталась окормительницей женщин, особенно в беременности и родах

Молятся ей об исцелении головных болей, болезней младенцев и прочих недугов. Являет она свою помощь трудящимся на сооружении храмов, дает свое заступление перед властями земными и в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

 

Блаженная мати Софие,

нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;

поминающе твое праведное житие,

тя молим испросити/

телесем нашим здравие и душам спасение.

 София

Праведная София, княгиня Слуцкая borisov-spas. com

Праведная София Слуцкая azbyka.ru

Святая праведная София Слуцкая: minds.by

Святая благоверная София княгиня Слуцкая житие Мн. Православная инициатива 2005

 

 Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *