Слово обладает огромной силой, способной преобразить внутренний мир человека, наставить его и указать путь.
Меру родства и близости между людьми предлагает Господь наш Иисус Христос человечеству в Евангельской притче о милосердном Самарянине — именно предлагает, а не навязывает, потому что спасение не навязывается, но милостиво предлагается Богом и добровольно принимается человеком.
А притча гласит следующее: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился; и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Но кто есть сей Самарянин?
Сам Господь наш Иисус Христос.
Почему же Господь называет Себя Самарянином? Потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодца Иаковлева: «как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки» (Ин.4:9)?
Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин.8:48)?
Рассказывая эту притчу иудейскому законнику, Господь Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо, иногда даже большее, чем обладатели славного имени и великого звания. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. Он входил под кров грешников, ел и пил с ними, Он даже открыто сказал, что ради грешников и пришел в этот мир — именно ради грешников, а не ради праведников.
Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник?
Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком?
Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами?
И еще называет Себя Господь Самарянином, чтобы научить нас не ожидать проявления Божией силы лишь через великий и славный мир сего, но внимательно и с уважением прислушиваться к тому, что думают и говорят люди малые и миром сим презираемые.
Ибо Бог часто тростником разрушает железные стены, через рыбаков посрамляет царей, а через самое низкое — самое высокое в глазах людских.
Как говорит апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:27).
Назвав Себя Самарянином, Господь этим дает понять, что
Дух Божий свободен, «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8), не взирая на человеческие ранги и оценки.
Высокое в глазах людей ничтожно перед Богом, и ничтожное пред людьми пред Богом высоко.
Поведав эту глубокую и многозначную притчу, Господь спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10. 25–37).
В древнем мире понятие о ближнем было крайне узким. Если считали кого ближним, то только членов семьи своей, друзей своих. Не было никакого милосердия – тогда это было презираемое понятие. Над милосердием смеялись как над слабостью, и подачу милостыни несчастным считали глупым поступком.
А Господь Иисус Христос в этой притче открывает нам нечто великое: Он научает нас тому, что ближним должны мы считать всякого человека, всякого несчастного, всякого нуждающегося в помощи нашей, кто бы ни был он.
Самаряне для иудеев были нечисты, были презираемы; конечно, не считали они их своими ближними.
Но Господь в Своей притче раскрывает всем нам, что именно самарянин, оказавший милосердие несчастному иудею, был подлинно ближним его.
В этой притче Господь Иисус Христос установил, как основной важнейший закон, как норму христианского поведения милосердие, любовь.
В последние годы своей жизни Апостол Иоанн Богослов говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Что значат эти слова, сказанные любимым учеником Господа, который воплотил в своей жизни все заповеди о любви? Что значат слова законника, который хотел наследовать жизнь вечную, но не хотел возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душой, всей крепостью, всем разумением, не хотел возлюбить ближнего как самого себя?
Разница заключается в том, что слова любви, не подкрепленные действием то же, что и вера без дел. Такая любовь мертва. Именно поэтому в притче, сказанной Иисусом Христом, священник и левит, как и тот законник, зная о любви, прошли мимо нуждающегося в помощи.
Так в чем заключается эта великая сила любви, которая помогла самарянину, принадлежащему к тем, кто не общается с иудеями, подойти к избитому на дороге иудею, перевязать раны, посадить его на своего осла, довезти до гостиницы, да еще заплатить за его содержание и лечение?
Апостол Павел так говорит: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).
Будем же помнить притчу о милосердном самарянине, следовать ей и будем считать ближними своими всех людей, всех без исключения.
Будем считать ближними всех тех, кто нуждается в нашем попечении, ибо нам заповедал Христос быть милосердными, как милосерд Отец наш Небесный
Господь учит, что только через Него мы можем стать сродниками Богу и сродниками людям. Лишь через это родство со Христом все наши другие родственные связи приобретают благородство и достоинство. Он призывает нас к бесценной любви к Нему, к любви, освещающей для нас единым светом и Бога, и людей, и даже наших врагов. Ибо и любовь к врагам возможна из одного-единственного Очага любви, Господа Иисуса Христа, Богочеловека и Спаса нашего.
Александр А. Соколовский
А теперь и респект и благодарность редакции за внимание к совету. В этом материале всё изложено ясно, чётко, последовательно осмысленно и конретно принесет духовную пользу читающему. Спаси Господи!
И сам можешь оказаться нуждающимся в помощи или сочувствии, а ближнего рядом и не окажется. Вот и живя думай об этом.Притчи то и даны нам в назидание и научение нас жизни разумной. А любовь бесценна и очаг её — наш Спаситель. Спаси Господи за предоставленный материал. Это нам всем подарок..
Вот именно, что в «малом» порой больше ближнего, чем в «высоком». И только стоя пред Богом с ответом вспоминаешь и о милосердии и о любви. А время то ушло! А ответ надо держать!