Среда, 16 октября
Shadow

Чтение канона прп. Андрея Критского в Свято-Петро-Павловском соборе г. Минска

IMG_523920 апреля в среду первой седмицы Великого поста Богослужение великого повечерия в Свято-Петро-Павловском соборе г. Минска возглавил Преосвященнейший Вениамин, епископ Борисовский, викарий Минской епархии.

 После чтения Великого канона прп. Андрея Критского и окончания великого повечерия Его Преосвященство обратился к клиру и прихожанам собора со словом, в котором напомнил, какое «особое место в начале поста занимает чтение Великого покаянного канона. Составленный преподобным Андреем Критским, он дает обильную пищу для души и помогает нам настроиться на душеспасительный пост. И люди особенно спешат в эти первые дни поста побывать на чтении покаянного канона. Что же так привлекает душу каждого христианина в этом каноне? Мы обращаем внимание на то, что канон несколько необычен — помимо покаянных чувств он содержит и увещевания к душе, которая полна греха, полна беззакония, причем человек молящийся обращается к своей душе – как бы совесть человека обличает его. Совесть — это голос Божий в душе человека. Эти слова порой звучат кротко и смиренно, подобно тому, как, бывает, мать с любовью будит своего ребенка утром. В другом месте слова звучат более обличительно, в в третьем грозно и предупредительно.

 … Душа в смятении, сознавая свои грехи, переживает их и обращается духовно то к Единому в Троице славимому Богу, ко святым угодникам, то к себе взывает, ища упокоения, успокоения в себе. Из этого мы можем заключить, что наше неспокойствие в повседневной жизни, наша раздвоенность, доходящая порой до болезненного состояния, — это последствия греховной жизни. В покаянном каноне Андрея Критского рефреном звучат слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И вот эти слова глубоко запечатлеваются в душе каждого, кто приходит на эти торжественно-умилительные службы. И даже если кому-то не совсем понятны те Библейские образы и примеры, которые приводятся в Великом каноне, то глубина чувств, глубина переживаний побуждает человека на уровне подсознания воспринимать и сознавать свое падшее греховное состояние. Преподобный Андрей взывал к душе своей и нас научал обращаться к ней: «О, окаянная душе моя».

Нам свойственно в повседневной жизни порой оправдывать себя, извинять какие-то свои поступки и действия, находить причины, оправдывающие нас. Но здесь, в храме Божием, читая покаянный канон, мы не находим никакого оправдания себе, мы принимаем на себя те грехи, о которых слышим в каноне, причем даже душа порой не может до конца осознать тяжесть этих грехов… и нам остается только в совести своей взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», искать милости Божией.

  Будем же стараться менять свою жизнь, сверять ее усердно с Евангелием и прилагать труды, чтобы исправляться. И пусть слова покаянного канона глубоко запечатлеются в наших сердцах. Пусть не только слова, но и те чувства, которые мы сейчас переживаем, как можно дольше хранятся у нас в душе. Будем приводить их на память себе в последующие дни Великого поста и в последующие дни года, чтобы вновь и вновь побуждать себя к покаянию.

 Ныне время благоприятное, ныне время спасения. Пусть же милосердный Господь по молитвам своей пречистой матери, святых угодников Божиих, преподобной Марии Египетской и преподобного Андрея, пастыря Критского, поможет и укрепит каждого из нас в деле прохождения Великого душеспасительного поста. Божие Благословение да пребудет со всеми Вами» — напутствовал в заключение владыка Вениамин.

Kanon-02 Kanon-01

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина/ Сайт Свято-Петро-Павловского собора г. Минска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *