28 апреля Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим.
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, жителя Вифании (Ин 11. 1-44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, и оно потрясло сердца людей.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин 12. 17-18). В эти часы иудейские земные представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде будто отступили в тень: сердца людей осветил луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.
В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента. Тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи вдруг узнали, что во Cвятой град вступает Тот, о Котором возвещал пророк: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9).
Люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат: «Осанна!» (греч. из др. евр. «спаси же!»). На востоке с вайями — широкими листьями пальм — в руках было принято встречать знатных лиц.
Пальма — символ мужества — давалась в награду победителям.
Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя.
Наша же верба — синоним вайи — означает еще и воскресение из мертвых. Она расцветает после зимы ранее всех других растений.
Праздник Входа Господа в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Также во вхождении в Иерусалим проявлены, во-первых, доказательства Божественности Иисуса Христа. Он выступает в нем как Царь-триумфатор; Его восторженно приветствуют люди. Ему подстилают одежды под ноги. Но, с другой стороны, при этом Он въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте.
После этих торжественных событий пройдет всего четыре дня, и маловерные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!»
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках.
Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада. Держа ее в руках, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.
Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Господь всегда — даже в последнюю минуту — дает возможность спасения.
В пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится о пришедших на пир в третьем часу, потом в шестом, в девятом, даже в одиннадцатом — каждому Господин находит оправдание и усаживает за стол, потому что это праздник для всех. По человеческим-то меркам, опоздавший вроде бы не должен допускаться, но не таково милосердие Божие.
Покаянием и желанием исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. К каждому из нас приходит Господь и говорит: «Следуй за Мной, внимай Моему голосу» (ср.: Мф 9. 9; 16. 24; Мк 8. 34; Лк 9. 23 и др.). И как важно не пропустить дня посещения Господня.
Александр А. Соколовский
Автор прав абсолютно в том, что надо быть начеку и не пропустить свою личную встречу с Господом