Понедельник, 25 ноября
Shadow

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — залог надежды, любви и спасения

Воздвижение_«…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия» (1Кор.1,18)

 

27 сентября Святая Церковь празднует Воздвижение честного животворящего Креста Господня.

 

Утрата древа Креста

Крест, на котором был распят Христос, и символ Креста приобрели для христиан священное значение, однако первоначально древо Креста Господня сохранено не было. По раввинскому предписанию, орудие казни должно было быть погребено вместе с казнённым.

Но в отношении Христова Креста это не было сделано. Христос был умерщвлён по законам римской казни, а Его тело погребено руками учеников и друзей.

 Вероятно, что Крест Спасителя вместе с крестами двух распятых с Ним разбойников зарыли или просто оставили вблизи места распятия – Голгофы.

Свидетели распятия Спасителя хранили в памяти место казни Христа, так же, как и первые Иерусалимские епископы. Но в 70 г. от Р.Х. Иерусалим был взят и разрушен Титом. Многие священные места были осквернены и засыпаны мусором и развалинами. Немало способствовали этому язычники, которые, по свидетельству историка Евсевия, изменили вид местности Голгофы и святого Гроба.

Римский император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город, засыпал гроб Господень землёй и поставил над ним идола, а на месте, где Христос был распят, выстроил храм богине Венере и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

 

Обретение Животворящего Креста

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом.

 Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над правителем Западной части Римской империи Максентием и над правителем Восточной ее части, Ликинием, стал единодержавным правителем огромной Римской империи.

 В 313 году был издан так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение —  Крест с надписью «Сим победиши». Искренне желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с радостью взялась за исполнение поручения.

Оказавшись в Иерусалиме, царица повелела уничтожить языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим. Но, её поиски Креста долгое время оставались безуспешными.

Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры.

 Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

 

Подтверждение подлинности

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника.

Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил.

Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Многочисленные христиане, пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли видеть Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица высоко подняли Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.

Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, тут же исцелилась.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.

 

Установление праздника

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме —  месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения.

 В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме особый храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет.

Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году.

Храм был освящен 13 сентября 335 года.

На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.

В VII веке, в 614 году, с христианским государством Византией, в ведении которого находился Иерусалим, воевал персидский царь Хозрой — язычник, огнепоклонник и враг христиан. Царь завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию и Иерусалим. Он пленил христианское население Иерусалима и выселил его во главе с патриархом в глубину Персии. Отвез он в Персию и пречистое древо животворящего Креста Господня. Для христиан это было большое горе.

В 628 году византийский император Ираклий после многочисленных походов и многих лет борьбы победил персидского царя и разгромил персидскую державу. Он освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и честное древо креста Господня. Радостно, торжественно и в то же время смиренно взял император крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место.

После этого события, с VII века и до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю.

 

Почитание Креста

Особое правило почитания Креста установлено на Шестом Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».

Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искушениям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где – в ком и в чем – мы найдем помощь и спасение?

Только во Христе и в Кресте, только в Жертве, принесенной за нас на Кресте; только Крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений и от бури страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем ко Христу.

Крест — наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление.

 

М. Скабаллановича «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня» Пролог, 2004

                            Александр А. Соколовский

2 Comments

  • Евгений

    Если Бог пронес свой Крест, и был распят на кресте, то и мы можем пронести свой крест и ответить на нем об иисполнении своего предназначения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *