«Мерзость для царей –
дело беззаконное,
потому что правдою
утверждается престол».
(Притч. 16.12).
В чем заключается смысл человеческой жизни? В ответе на этот вопрос раскрывается сущность самого человека, его нравственное состояние, его устремления и опора. Для многих людей смысл жизни определяется привязанностью к временным и материальным предметам, ум и сознание этих людей не способны вознестись к горнему миру, в силу привязанности к земному. Особая глубина усматривается в рассмотрении православного понимания смысла жизни. Эта глубина познается искренней верой, а не человеческим горделивым разумом. «Преобразование действием благодати Божией смертной природы человека в бессмертную, тленной в нетленную, освобождение ее навсегда от греха и нравственных несовершенств, сообщение ей Божественной славы и величия – вот то, что составляло последнюю и высшую цель упований православного христианина», — говорит профессор К.Е. Скурат.[1] Господь всех нас зовет на путь спасения и каждому человеку желает спастись, как свидетельствует об этом Священное Писание: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тиш. 2,4.). Ведь именно для спасения человека Господь и воплотился от Пречистой Девы Марии. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Будучи истинным Богом, Он сделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих соделать чадами Божиими».[2] Спасение совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога, милосердного к приходящим к Нему. Для спасения человека нужны с его стороны, кроме желания спастись еще вера в Бога, надежда на его милосердие и добрые дела, которые являются свидетельством его веры. Через рассматривание жизнеописаний угодников Божиих мы видим множество ярчайших примеров святой жизни мучеников, исповедников, преподобных, праведных, каждый из которых соответственно своему призванию достиг единения с Богом и спасения. Одним из таких примеров является жизнь святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия.
Родился св. Александр в 1219 году в городе Переяславе, в великокняжеской семье. Отец его, великий князь Ярослав Всеволодович, воспитывал своего сына в духе евангельского учения и христианской любви. Промыслом Божиим уже в двадцать четыре года Александр начинает свое княжеское служение в Новгороде. Правление его было настолько мудрым, что он расположил к себе сердца непокорных новгородцев, славившихся своим гордым отношением даже к самому князю. Св. Александр был для подвластных ему людей образцом преданности своему долгу в сочетании с высшими христианскими добродетелями – молитвенностью и духовным рассуждением. Примером своей жизни он не только завоевал симпатии новгородцев, но и наставил многих на путь истинного благочестия. Глядя на боголюбивого Александра, народ стремился подражать ему во всем: в надежде на Бога в самые тяжелые минуты жизни, в христианской любви и преданности ближним, в умиротворении возникавших конфликтов и вражды. Всю свою жизнь и все свои силы отдавал молодой князь возложенному на него Самим Богом служению.
В то время как Северо-Восточной Руси грозила гибель от татар, северо-западным русским городам – Новгороду и Пскову угрожал не менее опасный враг – шведы, немцы и литовцы. Угроза состояла не только в потере политической самостоятельности, но и в возможности потери православной веры. Мудрый князь предвидел неизбежность вражеского вторжения и сумел подготовиться к нему. В 1240 году в пределы Новгородского княжества произошло вторжение шведской армии во главе с отважным полководцем Биргером, убежденном в невозможности сопротивления со стороны русских. Но он просчитался. На стороне благоверного князя было не только одно малочисленное войско, но и Сам Господь. В эту скорбную минуту князь возложил все свои надежды на Бога и после пламенной молитвы в Софийском соборе, приняв благословение епископа Серапиона, он одержал победу в жестокой схватке на берегах Невы. Слава благоверного князя, которую он не хотел приписывать только себе, но и дарующему победы Всемогущему Богу, распространилась по всей Руси. В первую очередь он возносит свои благодарственные молитвы не оставившему его и даровавшему победу Господу. В глазах народа это был пример искренней преданности Богу и всецелого на Него упования. Ведь как важен был для новгородцев пример благочестивой жизни, и они обрели его в лице своего боголюбивого князя.
Еще не один раз Александр своим мудрым советом и руководством, своим мужественным примером в бою даровал победы Новгороду и Пскову над шведами, немцами и литовцами, но никогда он не предпринимал никаких решений, прежде чем не испросит на то Божьего благословения.
Так было во время битвы на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Перед выходом на битву Александр молился в храме Пресвятой Троицы перед ракой с мощами своего сродника, великого князя Всеволода Мстиславовича. Получив благословение Божие, Александр и на этот раз одерживает победу над полностью уверенным в своей победе войском. Вскоре святой князь выступает против угрожавших Новгороду и Пскову племен литовцев, которые терпят поражение от его войска в решающей битве.
Так при помощи Божией святой благоверный князь Александр Невский стал избавителем своего народа от враждебно настроенных соседей. Своею храбростью, воинскими доблестями, а главное, примером своей благочестивой жизни, в сочетании с мудрым руководством, он сохранил порученную ему землю, защитил веру православную, твердым последователем которой он являлся на протяжении всей своей жизни. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что на предложение ему папой Римским Иннокентием IV познакомиться с католической верой Александр отвечал, что он знает хорошо историю веры и Церкви с самого начала и от них учения не приемлет. В написанном послании говорилось о чести властителей, покоряющихся св. престолу, о материальных выгодах, которые последовали бы для русской земли за подчинение Риму, — словом, все послание отличалось чисто практическим духом, смешением небесного и земного, временного и вечного. Земные расчеты решительно преобладают над интересами религиозными. Ответ святого князя заключался в следующем: «Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамиа до принятия Израилева сквозь Черное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его, и от Воскресения Его и на небеса Вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия свя сведаем добре, а от вас учения не принимаем»[3].
Ревностный ответ святого благоверного князя показал, что для него, как для православного христианина, вера есть святыня, данная свыше, охраняемая Церковью и усвояемая благочестием.
После смерти в 1246 году великого князя Ярослава Всеволодовича князь Александр со своим братом Андреем отправляется в Золотую Орду для получения права занять великокняжеский престол. В столице монгольской державы Александр еще раз подтвердил твердость своей веры, отказавшись принести жертву и поклонение языческим богам. Вскоре великокняжеский престол достается Александру и в этом звании, он продолжает свое служение народу. Об этом свидетельствует тот факт, что не щадя средств своей княжеской казны, князь выкупал русских, попавших в тот адский плен, заботился о том, чтобы оставшиеся в плену не были лишены молитвы и богослужения. Он вместе с митрополитом Кириллом выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды – Сарае русской епархии. По ходатайству Александра Ярославовича хан освободил русских от тяжелой обязанности нести воинскую службу в татарском войске.
Но, возвращаясь из Орды, князь серьезно заболел. Приехав в Нижний Новгород, Александр так ослабел, что не мог продолжать путешествия и должен был остановиться на несколько времени[4]. Стояла глубокая осень – середина ноября. Александр понял, что приближается конец его многотрудной жизни, и стал готовиться к переходу в вечность. По обычаю того времени, он стал просить о пострижении в иночество и схиму с именем Алексия.
«Отче, се болен есмь вельми… не чаю себе живота и прошу у тебя пострижения…»
После иноческого пострига Александр предал свою чистую душу Господу. Смерть святого благоверного князя Александра Невского произошла 14 ноября 1263 года.
Всю свою жизнь направил боголюбивый князь на исполнение евангельской заповеди о любви к ближнему, на служение народу, вверенному ему Самим Господом. Познав Бога, Александр не остановился только на одном познании, но попытался донести благую весть до сердец подчиненных ему новгородцев. Его миссия состояла не в проповеди Славы Божия, а в реализации в самом себе образа истинного христианина делами милосердия и благотворительности в тяжелые для его княжества годы голода и неурожая, делами миротворчества и защиты своего государства от вражеского нашествия, примером благочестивой христианской жизни и твердого стояния в вере, а главное всецелой жертвенной самоотдачей за свой народ, за святость своей души и сподобился не только спасения, но и высокого духовно-нравственного совершенства.
То, что св. Александр достиг святости, которая и была явлена чудом при погребении, своим княжеским служением, было осознано еще летописцем, описывавшим его погребение. Сразу же после кончины святого Господь прославил его своими чудесами. Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук св. митрополита Кирилла. «Тако бо Бог прославил угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую… и за всю землю Русскую живот свой полагая за православное христианство» — говорит нам древний летописец.
Всецело принимая решающее значение Церкви, князь с готовностью был в послушании у св. митрополита Кирилла, строил монастыри и храмы. Для святого Александра было несомненным, что сила народа – в его Церкви. Это означало необходимость личного подвига для каждого человека, который осознает свою причастность к вечности. И святой князь стремился духовно укреплять свой народ, заботился о его нравственном состоянии. Именно в этом более всего проявились святость и мудрость великого князя.
Каждый человек призывается Господом на свой путь служения, соответствующий его внутреннему миру, душевным и нравственным качествам. И через ревностное исполнение этого служения и духовно совершенствуясь, приближается к Богу и достигает спасения. Жизненный путь святого Александра Невского не есть отвержение аскетических, монашеских путей, но лишь свидетельство многообразия путей спасения, среди этих путей есть и путь служения государству.
Святой Александр понимал необходимость объединения русских земель, всячески содействовал их единству. Стремясь исключительно к миру, он много воевал, однако все эти войны были вынужденными.
Иерей Александр Пальчевский
Библиография.
- 1. Библия. М.,2000.
- 2. Диакон Иоанн Смолин. Миссионерский путеводитель по Библии. 1912.
- 3. Клепинин Н.А. Святой и благоверный Великий князь Александр Невский.
- 4. Жития и творения русских святых. М., 1953.
- 5. Скурат К.Е. О святом Православии. М., 2002.
- 6. Хитров М. Святой и благоверный Великий князь Александр Ярославович Невский.
[1] Скурат К.Е. О Святом Православии. – С.32.
[2] Свт. Иоанн Златоуст. Творения Т.1 – С.128.
[3] Хитров М. Святой благоверный Великий князь Влександр Ярославович Невский. – С.319.
[4] Хитров М. Святой благоверный Великий князь Александр Ярославович Невский. – С.402