Понедельник, 25 ноября
Shadow

Преображение Господне

                                                                                                                                                                                                                                            Посвящается брату Михаилу

 

«Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне…»

Ефрем Сирин

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — одно из самых таинственных новозаветных событий.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».

Со словом «преображение» всегда связывается надежда на лучшее будущее. Это слово используется не только в Священном Писании, не только в богословии, не только в литургических текстах, но и в нашей повседневной речи. Когда мы говорим о преображении, мы подразумеваем новое состояние, отличное от предыдущего, мы подразумеваем некую принципиальную перемену особой важности. Перемену, которая, несомненно, приведет к лучшему, чем было до того. Именно поэтому мы говорим о преображении личности, о преображении общества, о преображении государства, всякий раз вкладывая в это слово свою надежду.

Событие Преображения

Некоторые важные события в истории спасения человечества, как в Ветхом, так и в Новом Завете, происходили на горах: например, испытание Господом веры Авраама на одном из холмов в земле Мория, передача Моисею десяти Божиих Заповедей на горе Синай.

И событие Преображения Господне произошло на горе Фавор.

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета

Это новозаветное событие произошли через шесть дней после того, как Иисус Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1)

Господь взошел на гору Фавор, взяв Петра, Иакова и Иоанна, брата его.

Петр был взят на Фавор, как камень веры. Именно ему Господь сказал «… на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и его можно назвать камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «…Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос.

Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков —  образец терпения.

Именно Петру, Иакову и Иоанну было дано увидеть событие на Фаворе, чтобы они, уверовав до конца, укрепляли и веру других.

На горе Фавор ученикам Иисуса открылось духовное зрение. И там во время молитвы преобразился перед ними Господь. Лицо Его и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8) И апостолы увидели беседующих с Господом ветхозаветных праведников — Моисея и Илию.

Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9. 33). Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В этих словах — стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах — пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи — значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя.

Апостолу Петру и, наверное, другим, кто был свидетелем этого события, не хотелось спускаться с горы, они хотели бы там остаться.

Но волей Божией им было вернуться к реальной земной жизни, по которой каждый человек должен пройти, чтобы достичь Царства Небесного.

После того как Христос и ученики сошли с горы, Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

 Смысл Преображения Спасителя

В день Своего Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество. Этим Он раскрыл Божественное величие человека, наглядно показав, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа

Своим Преображением Господь преобразил Божий образ в человеке. Сам смысл и цель Преображения Богочеловека – вернуть человека и всё человеческое к образу Божию как к изначальной сущности человеческого естества, удалить греховный осадок с Богообразной души человека.

Своим Преображением Господь показал, что смысл, и достоинство, и нетленная, Божественная красота плоти, вещества, материи заключается в том, чтобы наполниться Божественным светом, излучать его и жить им, ведь свет – это синоним жизни и бессмертия (см.: Ин. 1, 4), подобно тому как тьма – синоним смерти и разрушения.

Суть Преображения раскрывается в Его символах.

Гора —  это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего ума с Богом.

Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

И, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. И, именно, эти добродетели и могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору

Источники:

 

  1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), Слово в день Преображения Господня
  2. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня в Соловецком монастыре
  3. Тайна Преображения Спасителя и тайна спасения

 

                                   Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *