Среди людских праздников, любезных для тела, есть праздники духа.
Драгоценнейшим из них является Пасха — спасительный мост между человеком и Богом, между землей и небом.
В событии Воскресения Христа, или Пасхи, — смысл православной веры.
Встречая и празднуя Пасху, мы убеждены, что это – действительное наше спасение.
Однажды апостол Павел проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла. Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, заявив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз».
Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но они не восприняли главного, ибо в проповеди Павла главное именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Кор. 15, 17) — обращается к христианам апостол Павел.
Христос проложил путь к Воскресению из мертвых, к победе над смертью для каждого!
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения.
Древнееврейское слово Пасха, означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова, в греческой звучании обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа.
В Ветхом Завете — это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной.
В Новом Завете — это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).
Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти.
«Слово Пасха, — пишет святой Амвросий Медиоланский, — означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскресе Христос!».
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя:
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28).
Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, — ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? — но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа.
Но воскрес Христос — и остался поруган и беcсилен «.. диавол… человекоубийца.. лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Апостол Павел пишет «…и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:13-15).
Для нераскаянного грешника проще и легче умереть, ибо чтобы вступить в вечную жизнь он должен умертвить в себе грех. Но для тех, кому грех не указ и не норма, через воскресение Христово открывается подлинная вечность.
Самым сильным доказательством факта Воскресения Христова является грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всей Вселенной. На факте этого события держится вся культура последних двух тысяч лет.
Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление.
Человек, появившись в тот или иной момент времени, в любом случае вечен, но перед ним – согласно его собственному свободному выбору – открываются две вечности: вечность с Богом и вечность без Бога, или вечность зла, т. е отсутствие добра
Пасха – это максимальное торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом,
Пасха нетления — мира спасение!
Александр А. Соколовский
Радуясь Пасхе будем славить Спасителя. Слава тебе Боже, Слава тебе!
Пасха- самый дорогой праздник. Это и радость, и счастье, и уверенность. Большое Спасибо!
Воскресение Христово — это право нам стараться не грешить.
Очень верное название статьи о Пасхе. Тменно-праздник жизни. С Пасхой всех читателей сайта.
Ждали схождения огя сегодня. Слава Богу всё действует. Христос Воскресе!
Вновь и вновь радуюсь читая