Воскресенье, 5 мая
Shadow

Память Святых Отцов Шести Вселенских Соборов

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13:7).

 

26 июля Церковью празднуется память Святых Отцов первых шести Вселенских Соборов.

Вопрос о смысле Богочеловечества Иисуса Христа на протяжении всей истории христианства являлся одним из важнейших.

Познание истинного Иисуса Христа — это вопрос оправдания (Ис 53. 11), обретения вечной жизни (Ин 17. 3) и познания Бога Живого (Ин 14. 7).

«Никто не может войти в Богословие, — говорит св. Никита Стифат, — и сказать подобающее о Боге, как только Духом Святым. Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения их приять не может» (ср.: 1Кор 2. 13-14).

От признания Христа Богом или «творением» зависело все понимание Его воплощения и Его земного подвига.

К началу четвертого века сложились те условия, которые позволили Церкви вплотную заняться выработкой общих догматов, ставших фундаментом ортодоксии.

Христианство вступило в эпоху Вселенских Соборов, сопровождавшихся многочисленными богословскими спорами.

Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим: уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице: Отце и Сыне, и Святом Духе.

Вслед за утверждением статуса Иисуса Христа как «полностью Бога» и «полностью человека» возникла необходимость определить характер взаимоотношения двух природ во Христе.

Со Второго по Шестой Вселенские Соборы были христологическими, поскольку на них уяснялось и формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа.

Наша Церковь есть дом «Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Истина христианства хранится в ней в Священном Писании и Священном Предании; но она нуждается в правильном хранении и в правильном истолковании.

Значение Святых Отцов и заключается в том, что они являются наиболее правоспособными хранителями и истолкователями этой истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Святого Духа.

По свидетельству св. Афанасия Великого, «для исследования и истинного уразумения сказанного в Писании потребны хорошая жизнь, чистая душа и христоподражательная добродетель, чтобы ум, преуспев в этом, был в состоянии достигать желаемого и приобретать оное в какой только мере естеству человеческому возможно познание о Божием Слове».

Апостолы в великие минуты жизни Учителя понимали, что Он Сын Божий. Пётр утверждал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф 16. 16). Апостол Павел писал, что Христос — «рождённый прежде всякой твари» (см.: Кол 1. 15-20).

В Иисусе Христе два естества соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно в ипостаси Бога-Слова.

Единство Христа Богочеловека, т.е. факт, что Христос одновременно есть и Бог, и человек, всецелый, совершенный и истинный Бог и всецелый, совершенный и истинный человек, представляет уникальное событие, явление и истину нашей христианской веры и жизни.

Без этой уникальной и последней истины христианства, истины о Христе Богочеловеке, которая человеку предлагается и дается, чтобы он принял ее посредством веры, верой и жизнью, нет ни христианства, ни христиан, ни христианской веры и нравственности, христианской догмы и жизни.

Эпоха шести Вселенских Соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем постоянных христологических дискуссий и споров, и в результате святителями христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.

Отцы Вселенских Соборов, согласно святителю Григорию Богослову, трудились как рыбари (как и святые Апостолы), а не по-аристотелевски (т.е. как философы), претерпевая божественное, а не рассуждающее. Симеон Новый Богослов говорит: «Да ведают все христиане, что Христос есть неложнейший истинный Бог и воистину, по обетованию Своему, является любящим Его и исполняющим заповеди Его, и вместе с явлением Своим дарует им Духа Святого, и что вновь через Духа Святого пребывает с ними, и Отец и Сын. Такие мужи-духоносцы, когда говорят, не сами от себя говорят, но от Святого Духа».

И через Святых Отцов Церкви говорил Сам Дух Святой, по истинному свидетельству Его Самого, и этим обуславливается великое значение отцов шести Вселенских соборов для нас, христиан.

 

 

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. — М., 1994.

Карташов А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 1994.

Архиеп. Феофан Полтавский. Слово на память Святых Отцов Шести Вселенских Соборов.

 

                      Александр А. Соколовский

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *