19 января христиане Русской Православной Церкви празднуют Крещение Господне (Богоявление)
С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления именуется «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду».
Ветхий Завет говорит, что вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать. Так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).
Крещение Христа символизировало очищение человеческих душ, которые были освобождены ото всех грехов.
В древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить оглашенных.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией варить в этот день сочиво- постное блюдо (кутью) из обваренных зёрен пшеницы, риса или чечевицы, смешанных с семенным (маковым, миндальным или ореховым) соком («сочивом», откуда и происходит название) и с мёдом. В сочельник готовится также взвар — напиток, кисель из сухофруктов, который варится из яблок, груш, чернослива, урюка, изюма и вишни с добавлением крахмала или зерновой закваски.
В Сочельник Богоявления предписывается Церковью строгий пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.
В сочельник в храмах совершается Великое Освящение воды. Вода эта называется Агиасмой, или крещенской водой.
Она обладает животворящей силой, но не сама по себе, а действием благодати Божией. Вода освящается молитвой Церкви, освящается там, где молитва эта была произнесена, где слово Божие запечатлелось над водной стихией.
Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.
Освящение в оба дня проходит одинаковым чином.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
Вода в христианском крещении — это уже не вода Иорданская, омывающая кающихся иудеев, это уже образ смерти и Воскресения. Это образ нового Рождения. Таким образом, празднуя Крещение Господне, мы празднуем и свое крещение.
По свидетельству апостола Петра, крещение — это «обещание Богу доброй совести» (1. Петр 3, 21). И это обещание, мы должны хранить в течение всей своей осознанной жизни.
Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 4).