Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.
Брюссов В. 27 августа 1902 г.
Грядет Великий праздник, «спасения нашего главизна» – Благовещение Пресвятой Богородицы. Два тысячелетия назад произошло событие, ставшее поворотным: Творец мира вочеловечился. Вот как это описывается апостолом Лукой: через шесть месяцев после явления Захарии посланный от Бога архангел Гавриил явился в город Назарет к Деве Марии, известной Своим благочестием. По церковным преданиям, Дева Мария, дочь Илии (иначе Иоакима) и Анны, в соответствии с обетом, данным родителями Богу, в трехлетнем возрасте была отдана на воспитание в храм. Повзрослев, Она принесла обет девства на всю жизнь и для его хранения формально была обручена с престарелым родственником, благочестивым Иосифом, который, как и Мария, был из рода царя Давида. Войдя к Марии, ангел возвестил: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк 1. 28). Или Пресвятая Дева не сразу узнала посланника Божьего, или от величия этих слов приветствия, но Мария явно смутилась и погрузилась в размышления, пытаясь понять их значение, что не осталось без внимания со стороны архангела. Желая Её успокоить, архангел еще раз подчеркивает необыкновенную милость Господню, обретенную «благодать у Бога» (Лк 1. 30) Пресвятой Девой Своей верой, чистотой, смирением, боголюбием. Разъясняя цель своего послания от Бога, архангел благовествует: «..вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 31-33). Царствием, существующим вечно, может быть только Божье Царство. Все — Благовещение свершилось, воля Господня оглашена. Однако миссия посланника Божьего архангела Гавриила еще не завершена.
В душе Святой Девы возникает вопрос. А как! Как Она может родить: « …как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1. 34). У Пресвятой Девы нет сомнения, неверия, сопротивления воли Божьей — только естественный вопрос: как Она может родить, не нарушив обета девства, данного Господу? Как можно родить без семени мужа? Отвечая на вопрос Пресвятой Девы, архангел «…сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). То есть, чтобы зачатый Девой Марией Младенец с самого начала человеческой жизни был безгрешен, силою Святого Духа на Её утробу произойдет очистительное действие, освобождающее от прародительского (первородного) греха, и рождаемое Марией будет безгрешно («Святое») и по-человечески будет признано Сыном Бога. Архангел заверил, что все свершится силой Всевышнего, все произойдет без нарушения обета девства — ведь для Господа нет ничего невозможного: «…у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1. 37). Да, с точки зрения и науки и нашего человеческого опыта, бессеменное зачатие невозможно. Но все возможно Творцу мира: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Покаянный Канон преподобного Андрея Критского). Чтобы поддержать Марию, архангел сообщает Ей и о том, что и родственница Её Елисавета «…зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» (Лк 1. 36).
Тогда Пресвятая Дева изрекла: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38). Все! Свершилось! «…Слово стало плотью…». (Ин 1. 14). «Радостным благовещением от неба приобретено благовещение от земли небу, взаимно вожделенное. Теперь небесное посольство совершенно достигло своей цели. И отъиде от Нея Ангел» (Митрополит Филарет (Дроздов)). Бог наделил человека великим даром — свободной волей, и именно поэтому было необходимо добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Спасителя. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было невозможно без свободного волеизъявления Пресвятой Девы так же, как было невозможно без творческой воли Бога Отца.
В день Благовещения мы прославляем Пресвятую Деву Марию, Которая полностью — и умом, и сердцем, и душою — доверилась Богу. Мы прославляем Деву-Матерь, Которая «Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она — Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она — Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков» (святитель Григорий Палама, Омилия).
Литература:
- Кирилл (Гундяев), митрополит (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). О Благовещении Пресвятой Богородицы //
http://azbyka.ru/hristianstvo/iisus_hristos/mitropolit_kirill_slovo_pastyrya_15-all.shtml
- Филарет (Дроздов), святитель. Слава Богоматери // http://www.pagez.ru/philaret/slava4.php
- Григорий Палама, святитель. Омилия на Благовещение // http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=583
- Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Том 1 // http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_53=1