«Антипасха» — греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» — праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.
«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».
Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения.
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело — пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое — знать что-то своим опытом.
Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.
В Белоруссии укоренилось название этого праздника как Радоница, или Радуница, как привыкли называть этот день в народе, отмечается в этом году 24 апреля.
Корни праздника – в давних временах, в земледельческих традициях и в вере, что наши мертвые не покинули нас окончательно, а находятся где-то поблизости и могут даже помочь потомкам, если возникнет такая необходимость.
В старину считалось, что если не пригласить предков на праздничную трапезу в Радуницу, то не будет удачи всей семье, не будет урожая, скотина заболеет, а то и перемрет. Зато если попросить предков о покровительстве, пригласить за стол – только и успевай собирать урожай.
Считается, что в день Радуницы предки празднуют вместе с потомками, разделяют общую трапезу, участвуют в веселье – так что на Радуницу белорусские кладбища полны бодрого шума, ведь нехорошо огорчать предков.
Еще до Радуницы, за несколько дней, белорусы начинают приезжать на кладбища, убирают могилы, сажают цветы, привозят букеты. Только очень занятые люди откладывают посещение кладбища до самого дня Радуницы. А те, кто имеет такую возможность, предпочитают убрать могилу заранее – это что-то вроде генеральной уборки, которую делает хорошая хозяйка перед приходом гостей. В данном случае гостей принимают умершие предки.Религиозные с утра отправляются в церковь, а после обеда – всей семьейна кладбище, менее религиозные – заказывают поминальную молитву заранее, а на кладбище приезжают с утра.
Это день поминовения усопших, день памяти, в который традиционно принято ходить на кладбища, первый раз после Пасхи, принося с собой пасхальную трапезу: крашенные яйца, куличи и прочие яства с праздничного стола. Церковь призывает на Радуницу прогонять печаль и тоску по умершим, потому как Пасха, символизирующая победу над смертью, несет веру в то, что усопшие обрели жизнь вечную.
Но откуда пришли традиции празднования этого дня и что такое Радуница — эти вопросы как правило не находят однозначного ответа, так как происхождение этого праздника до сих пор до конца не выяснено. Неоспоримым является только факт его дохристианского происхождения. Еще в древней Греции была распространена традиция приносить на могилы предкам раскрашенные яйца и другие угощения, как дань уважения и преклонения. тимология слова «радоница» или «радуница» является спорным. Иногда его относят к слову «род» — отсюда производные слова «родина, «предок», «родственник» и «родители» — которых собственно и поминают в этот день. Интересно и то, что по славянским верованиям, творцом всего существующего и прародителем всех других богов был Род — единый верховный Бог. Его символом был красный цвет и круг. Многие находят нечто общее между этим и традиционным окрашиванием яиц в красный цвет. По древним верованиям сын Рода, разделил мир на 3 части: верхний — где обитают боги, средний — где живут люди, и нижний — мир усопших, он же именовался Навь. А как известно Навьин день — это одно из названий современной Радоницы, наряду с Радуницей, Тризной, Радошницей, Гробками и Могилками.
По другим версиям, своим происхождением «радуница» обязана слову «радость». И это тоже имеет свои основания. Так как древние славяне, в день Радуницы, устраивали на кладбищах настоящие гуляния, с танцами, хороводами и обильными возлияниями. Отголоски тех традиций сохранились до сих пор, не смотря на запрет церкви употреблять на кладбищах спиртные напитки и устраивать бурные застолья на могилах.
В Белоруссии Радуница официально объявлена выходным днем.