Среда, 1 мая
Shadow

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 декабря.

День этот в церковных песнопениях именуется «предвестием Божия благоволения к людям».

 

Установление праздника

Происхождение праздника явилось развитием христологии (учения о равночестном соединении двух природ воплощенного Логоса) и мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества).

Об этом так пишет о. Александр Шмеман. «В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил «возрастала» в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: «ибо Рожденное от Нее Свято есть».

Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Предположительно, его появление связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 году на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой.

Патриарху Константинопольскому Герману I († 733) приписываются 2 гомилии (христианские проповеди) на Введение, что может свидетельствовать о праздновании этого события в Константинополе в то время. С IX века праздник получил широкое распространение на Востоке

 ИиА

События праздника

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста. В основе самого праздника Введения лежит действительное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников. Об этом событии свидетельствует и святые отцы.

Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете. Вплоть до глубокой зрелости супруги не имели детей и это было причиной их тяжелейших страданий. Согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за нечто дурное, а поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть некие тайные грехи, за которые их карает Всевышний.

Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принес потомства для израильского народа.

Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу.

Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом – по их вере и молитвам – они становились родителями.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними.

С самого раннего возраста родители внушали Ей, что Она родилась благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. И посему Ее место – в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Храм — это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там Богоотроковицу встретил первосвященник со священниками.

Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария – избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место. Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное.

В храм вела высокая лестница в пятнадцать ступеней. Девочка Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела все ступени и взошла на верхнюю.

И первосвященник Захария ввел Пресвятую Деву в «Святое» «Святых», куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Все присутствовавшие в храме, естественно, удивились этому действию.

Праведные же Иоаким и Анна, оставили дочь в храме, вручив своё Дитя воле Отца Небесного, и возвратились домой.

Пресвятая Дева воспитывалась в Храме до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.

Там она вместе с другими сверстницами обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами. Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.

 

Символика Введения во храм Богородицы

Факт Введения в храм Богородицы – это своего рода символ, предзнаменование, божественный намек на великое грядущее событие Рождества Христова.

Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.

Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святое Святых» было нарушением закона благочестия древних иудеев, ведь сам Захария – священник, сделавший это, – имел право заходить в эту часть храма только раз в году.

Иерусалимский храм того времени, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, – она исчезла.

Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете».

Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

Говоря о Введении во храм Марии, мы имеем дело и с историческим фактом, и с образным, символическим значением происшедшего.

Отцы Церкви так толкуют эти события. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.

И вот девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

Введение Приснодевы в храм является величайшим событием не только в жизни Пресвятой Девы, но и всего человечества, ибо находится на грани Ветхого и Нового Заветов.

 

Обитель Господа

Живя земную жизнь нужно ясно осознавать и помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий. И символично, что в праздничном песнопении её называют «Одушевленным Храмом» Душа Ее под священными сводами храма сама стала живым Храмом Божества.

Введение в храм Пресвятой Богородицы дает возможность живо ощутить и смысл Рождественского поста, и близкое присутствие Мессии. Как написано в Писании, что Его еще не видно, Он где-то там, за горами, но Его присутствие уже близко, лучи Его уже сияют….

По словам протопресвитера Александра Шмемана «… образ Девы Марии, Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но также и силы, и красоты смирения, образ чистоты – и ее силы и красоты, образ любви – и победы этой любви. Дева Мария, Пречистая Матерь ничего не требует – и все получает. Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает – но вот одно ее присутствие, один свет и радость этого присутствия просто снимают выдуманные, вымученные нами проблемы… Христос говорил: «Ищите прежде всего Царствия Божия». Так вот, в этой женщине – Деве, Матери, Заступнице – мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство, и что значит жить им.»

Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог. Бога Она выносила. Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.

Святитель Григорий Палама наставляет всех нас «Переселим себя, братия … перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица».

Своей жизнью пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, Богомыслием и постоянным памятованием о Боге всякий христианин может подобно Матери Божией быть достойным соделаться обителью Господа, храмом Святого Духа.

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы calend.ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы pravmir.ru

Свт. Дмитрий Ростовский Жития святых. azbyka.ru

Юрий Рубан Одушевлённый храм azbyka.ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы spas-borisov. сom

 

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *