«Бог в нашем сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его законом».
Из выступления патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед молодежью
в Санкт-Петербурге 29.05.2009 г.
Задача пастыря состоит в том, чтобы на доступном уровне помочь разобраться молодежи в реалиях мира сего и выработать у ребенка истинно христианское мировоззрение. В пастырском попечении о детях и молодежи используются те же принципы оглашения веры, что и со взрослыми людьми.
«Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21).
Помогая молодёжи утвердиться в жизни с Богом, священник даёт понять, что человек обретает себя не в борьбе с кем-то или чем-то, а в борьбе за что-то, т. е. за вечную духовную жизнь в общении с Богом. Сама по себе борьба с ленью, гордостью, злобой другими негативными проявлениями ничего не значит для вечной жизни. Но если противостояние порокам воспринимать как средство для достижения вечного счастья снимаются многие вопросы уже в земной жизни и она обретает смысл.
Христос, снизойдя на землю во времена рабовладельческого строя, не ставил самоцелью изменение социальных отношений, воскрешение мёртвых, лечение, пророчества. Он пришёл ввести души человеческие в вечность. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.» (Мф.25,34) Для этого необходимо соблюдение определённых условий внутреннего «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф.22,37) состояния и внешнего поведения «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6,31). Следование этим нормам даёт человеку надежду пребывания в Царстве Небесном. Господь ждёт от нас высокодуховной жизни, мы стараемся Ему дать её— «Божие Богу». Земные правители предлагают условия существования в земном царстве, исполняя которые—«Кесарево кесарю»—можно относительно бесконфликтно жить на земле. Из сказанного видно, что священник воспитывает не только духовно здорового христианина, но и законопослушного гражданина, вполне следуя примеру своего Небесного Учителя. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены.»
С помощью пастыря, осознав эти положения, молодой человек поймёт, что для исполнения их необходимо прилагать, со своей стороны, определённые усилия. В одном случае, это труд телесный в другом, духовный. Далее следует открытие того, что труд является естественным состоянием человеческой жизни. Истоки которого ведут в райские времена Эдемского сада, где жил и трудился первый человек до грехопадения. Труд являлся тогда творческим процессом развития личности. Это продолжалось до нарушения человеком заповеди Господней, после чего изменился сам характер труда, у него ослабла творческая составляющая и он превратился в тяжёлый способ добывания средств к существованию.
Однако при всём сказанном труд не является безусловной ценностью живущих на земле, он приобретает смысл в разумном обеспечении своих потребностей.
Продолжение следует.
Настоятель прихода храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Борисова
Протоиерей Андрей Шабаловский.