Среда, 30 октября
Shadow

Воскрешение Лазаря — « .. жизнь будущего века»

О, Царь и Бог мой! Слово силы

Во время оно Ты сказал, —

И сокрушен был плен могилы,

И Лазарь ожил и восстал.

Молю, да слово силы грянет,

Да скажешь «встань!» душе моей, —

И мертвая из гроба встанет,

И выйдет в свет Твоих лучей.

И оживет, и величавый

Ее хвалы раздастся глас

Тебе — сиянью Отчей славы,

Тебе — умершему за нас!

                                                                                (Алексей Хомяков)

Факты  воскрешения

Во время Своей земной проповеди Спаситель сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды.

Сначала Он воскресил сына наинской вдовы, которого уже несли погребать.  Это было на второй день после смерти юноши. У иудеев был обычай, сохранившийся и доныне, — хоронить усопшего на следующий день после его кончины/ Это было вызвано жарким климатом Палестины, потому что тело быстро подвергается тлению.

Ведь все мы когда-то умрем и предстанем перед Богом, а в последний день все воскреснем.

И Тот, Кто знает о предстоящем воскресении столь же хорошо, как мы осведомлены в обычных человеческих вещах, конечно, не может жалеть об умерших. Он сочувствует живым, испытывающим грусть, тоску от разлуки со своими любимыми и родными людьми. Господь милосердовал, например, о наинской вдовы, жалел не только ее умершего сына, но и её  ее саму.

Пожалев наинскую вдову, Спаситель воскресил ее единственного сына.

Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира.

И такие же человеческие чувства: жалость, милосердие —  Он проявил и по отношению к Иаиру.

Смерть отроковицы была настолько очевидна, что над Господом стали смеяться как над человеком говорящим что-то абсурдное.

Когда Господь, желая на некоторое время скрыть чудо ее воскресения, сказал, что она не умерла, но спит, — все они начали над Ним смеяться, настолько очевидной им казалась смерть этой девочки.

Сразу же после своего воскресения она захотела есть — эта житейская  подробность говорит о том, что перед Спасителем была маленькая девочка, еще не понимающая, что произошло. Она не только стала полностью здорова, но и, как к выздоровевшему ребенку, к ней сразу вернулся аппетит.

Все случаи воскресения этих людей происходили на глазах множества людей.

Множество свидетелей было при воскрешении Спасителем сына наинской вдовы, потому что вместе с этой плачущей женщиной из города шла целая погребальная процессия. Да  и за Спасителем также следовало много народа, и сотни людей в тот раз были свидетелями чуда!

И при  чуде воскрешения отроковицы также было много людей, потому что и за Господом следовала большая толпа, и у дома оплакивали эту умершую отроковицу множество близких и знакомых.

И наконец самое великое чудо из этих трех, третье  чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного.

Спаситель  совершил это чудо ради нашего уверения в том, что   всеобщее воскресение из мертвых. обязательно будет

Воскрешение Лазаря

Апостол Иоанн рассказывает о том, что раздраженные действиями и величием Иисуса иудеи прямо и настойчиво спрашивали Его: «.. долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.  Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца моего, они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 10:24—25).

И вот, дабы развеять последние сомнения и утвердить веру в будущее воскрешение, Иисус специально выждал время  — четыре дня (он находился тогда за Иорданом, в месте, где прежде крестил Иоанн, а Лазарь умер у себя дома в Вифании), — чтобы Лазаря погребли: (Ин.10: 40; 11:1)

Христос приходит в Вифанию спустя четыре дня после смерти Лазаря, и сталкивается с горьким упреком и Марфы, и Марии: «если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21,32).

Поскольку у иудеев страна скалистая, то вместо могил, как правило, они либо использовали естественные гроты, либо вырубали небольшие пещеры, склепы в скалах и туда, на высеченные каменные уступы, укладывали тело усопшего, завернутое в саван. Так похоронили и Лазаря.

На четвёртый день . тело праведного Лазаря уже совершенно подверглось тлению, так что даже его сестра Марфа, горячо любившая своего брата, сказала: «Господи, уже смердит, потому что уже четверодневен» (см. Ин. 11, 39).

Поскольку самой Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом  — она не понимала, что Он на самом деле хочет сделать, — она и предостерегла Его, когда Господь повелел отвалить камень от пещеры.

Христос подходит к гробу  « . то была пещера и камень на ней» (Ин.11, 38)  и плачет (Ин. 11:35).

 Он плачет над Лазарем. Он действительно плачет над каждым из нас. Он плачет, потому что мы Ему «не чужие, а свои» (Еф. 2:19).

И Христос хочет, чтобы вера вновь воскресла в Марфе и Марии.

«Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.  Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.  Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.  И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.  Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него». .(Ин. 11:41-45)

Смерть в ужасе отступила перед Жизнью, отступила перед Богом.

И при чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того чтобы утешить Марфу и Марию и разделить  их печаль.

И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, люди, настроенные по отношению к Нему   предвзято и даже враждебно, — стала свидетелем воскрешения Лазаря из мертвых.

Смерть в очередной раз оказалась бессильной перед Христом.

Дочь Иаира, сын вдовы из Наина, и вот, теперь Лазарь.

Воскресение вошло в наш вымирающий мир.

Естественно, воскресший   Лазарь испытал такое необычайное потрясение и сильнейшее переживание от пребывания в преисподней и возвращения к жизни, что в тот момент ни с кем не мог общаться и должен был уединиться.

Тем не менее, впоследствии, спустя совсем  короткое время,  он уже  возлежал с Господом Иисусом Христом на трапезе и вкушал пищу, доказывая этим, что его воскресение было действительным и полным.(Ин.12,2).

Потому иудеи хотели убить не только Господа Иисуса Христа, но и Лазаря, ставшего живым свидетельством Божественного происхождения Господа Иисуса Христа.(Ин.12, 9-10)

В ожидании воскресения

Церковь всегда придавала очень большое значение истории воскрешения Лазаря. Она —  эта история — важна потому, что Иисус явил здесь свое величайшее чудо — воскрешение из мертвых. Еще в период раннего христианства Воскрешение Лазаря считалось прообразом Воскрешения Христа и воскресения всех умерших в день Страшного Суда. Кроме того, Воскрешение Лазаря считалось символом духовного возрождения, и потому в раннем церковном искусстве этот сюжет сопрягался с темой Крещения, в частности с Крещением Иисуса Христа.

Христиане  различают смерть духовную и телесную. Смерть духовная — это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть — самое страшное следствие грехопадения для человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл.  Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно), она называется уже «успением» и необходима, чтобы наше естество обновилось перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа

Между грехопадением Адама и возрождением человека в Крещении имеется четкое соответствие. После грехопадения Адам умер духовно, но телесно продолжал жить еще долгое время — 930 лет.

Так и в Крещении человек сразу избавляется от духовной смерти, но от смерти физической избавится позднее (полностью только после второго пришествия Христа). Хотя человек в таинстве Крещения избавляется от сущности первородного греха, т. е. изымается из власти сатаны и становится чадом Божьим по благодати, однако некоторые следствия грехопадения (смертность, тленность, страдания, ограниченности природы) сохраняются в нем как некие области для духовного роста и подвига.

Читая в Символе  веры  слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», мы осознаём, что когда-то будущий век действительно наступит. Мы не только в это верим, но, и  чаем — то есть ожидаем и желаем, чтобы это время поскорее наступило. И говоря о  воскрешении из мертвых праведного Лазаря четверодневного, мы укрепляем свою веру воспоминанием этого чуда, свидетелями которого были сотни людей.  Этой верой в будущее воскресение мы должны жить, а не только содержать ее в уме, как некое отвлеченное мнение, — и знать, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или воскрешением жизни, или воскрешением суда.

О том, что мы будем нести ответственность за свои поступки, учит не только Евангелие, но даже и сам наш здравый смысл. Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душою, и телом. И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела

Наше внутреннее состояние все равно отчасти отражается на внешности, но кардинально она не меняется. В будущей же жизни состояние и  красота души определит и состояние и красоту тела. У людей святых тело самым явным, откровенным образом будет сиять благодатью. Сейчас мы говорим в переносном смысле, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то радостное молитвенное состояние, но в будущей жизни надо предполагать, что не только лица людей, но и их тела будут светиться, в самом буквальном смысле слова. И наоборот, лица и тела грешников будут всегда темными и издающими из себя смрад.

                         Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *