О поминовении усопших
Светлой памяти
Антонины Семеновны Соколовской
Установление обычая моления за усопших
Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви. Они сохраняют с нею и со всеми остальными ее членами самое действительное, живое общение.
Другим основанием поминовения усопших является вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы. И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, потому что Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми.
Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургию апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших.
Св. Дионисий Ареопагит пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова».
Тертуллиан говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались».
Св. Киприан, епископ Карфагенский, объясняя литургию, говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся об умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной».
Ориген, в толковании на книгу Иова, говорит: «Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия».
Св. Василий Великий в молитве в его литургии, обращается к Господу с словами: «Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни».
Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями.
Блаженный Августин говорит: «Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе».
Кроме упомянутых св. отцов и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий, архиепископ Иерусалимский Кирилл, Григорий Двоеслов и многие другие.
Из св. угодников Божиих и архипастырей нашей православной церкви призывают, просят и настаивают молиться за умерших: св. Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, митрополит Московский Филарет, архиепископ Херсонский Иннокентий, и др.
Так, например, св. Димитрий Ростовский говорит: «Молитва церковная и приношение бескровной жертвы ходатайствуют и умоляют Преблагого Бога об усопших» (1)
О значимости поминания скончавшихся
Григорий Нисский, говоря о важности поминовения говорит: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере»
Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хочет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам случая совершать поминовение усопших при бескровном жертвоприношении, также совершать третины, и девятины, и сорокодневные, и годовые памяти и службы, — что без всякого прекословия кафолическая и апостольская Церковь и ее благочестивые чада содержат непоколебимо и несомненно. Если бы это было делом бесполезным и тщетным, то из числа многих богоносных отцов и учителей кому либо пришло бы на мысль рассеять обман; между тем не только ни один из них и не подумал об уничтожении сего обыкновения, а, напротив, все утверждали его»
Великий Афанасий в слове об усопших говорит следующее: «Приносящий жертву за усопшего должен иметь в мыслях то же, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного и с верою приносящий за него во храм Божий свечи и фимиам с елеем: все это сжигает за отрока отец, а не сам отрок держит и приносит (как бывает с отрицаниями и обетами при Божественном возрождении). Также должно представлять себе, что и усопший сам держит и приносит свечи, елей и все дары, приносимые для спасения его; и таким образом благодатью Божией не суетны будут усилия к достижению того, к чему он стремится с верою, так как благоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно учредили литургии, молитвы и годичные воспоминания об умерших, каковое обыкновение распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».
Мы должны верить, что, молясь о покойниках, молимся в то же время о самих себе, потому что за нашу милость к умершим Господь нам посылает Свою милость, за нашу молитвенную память о них Господь и о нас помнит, по Своему милосердию.
Мы должны верить, что никакое добро не забывается, не пропадает даром. Особенно, когда мы молимся за души усопших, поминая их в нашей домашней или в церковной молитве, сопровождая эту память милостынею за них — это добро наше бывает особенно приятно Всемилостивому Богу, и Он, по Своей премудрой и всемогущей благости, предусматривает так, что кто молится о покойниках, за того и после смерти непременно тоже будут молиться.
Если бы даже у кого из нас после смерти не осталось ни души из родных или друзей, то все-таки найдутся, по благости Божией, молитвенники, которые будут творить, поминовение за него. И наоборот: если кто не молится за покойников, забывает их, не думает о загробной участи их, того самого забудут все после его смерти, не будут молиться и о нем, и он будет для всех чужд, он будет стонать и вопиять, и никто из мира живых не поможет ему, все его забудут, даже дети его забудут; такой уж необъяснимый, неизменный мировой порядок: все взвешено, сочтено и измерено — в нюже меру мерите, возмерится вам (Мк. 4, 24.).(2)
Святитель Иоанн Златоуст поучает: «если ты в жизни не успел благоустроить всего касательно спасения души твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй твоим родственникам, чтобы они по смерти препроводили к тебе твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами, т. е. милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и здесь примиришься с Искупителем».(3)
Церковное моление
Главное моление о упокоении усопших православных христиан, поминовение, Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого перед началом литургии (или накануне вечером) подаются в церкви записки с их именами (пишутся только крещеные, православные).
На проскомидии из просфор вынимаются частицы за их упокоение, а в конце литургии они опускаются в святую чашу и омываются Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов.
Поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.
Затем указывается : «О упокоении», и пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например: митрополита Александра, схиигумена Фёдора, иерея Евгения, монахини Антонины, Александра, Елены).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например: Татианы, Андрея) и полностью (например: Михаила, Стефаниды, Иосифа, Олега).
Количество имен в записке не имеет значения, надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды храма или монастыря. Во избежание смущений следует помнить, что различие в сумме (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в денежном пожертвовании. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Прихожане в миру могут указать в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), уб. (убиенный, убиенная).
Реальность молитвенной связи живых и усопших
Современный человек, живя безрелигиозном обществе, смерть воспринимает как трагедию. В то время как для человека верующего — это всего лишь переход к иному образу бытия. Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается в молитвенном поминовении умерших.
В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Посредством богослужения и молитвы верующие вступают в таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом.
Молитва — главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга», — заповедует нам Господь.
Молитва о всех, особенно о близких, является долгом каждого православного христианина, потому что и о нем молятся. Потому-то он становится должником всех — и живых, и умерших. Умершие, не только праведные, но и грешные, продолжают молитву свою о собратиях, потому что молитва есть в то же самое время и выражение любви, а истинная любовь никогда не умирает.
Практика поминания преставленного
Любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его.
Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.
В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни. (4)
Православные службы об усопших
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение).
Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в третий, девятый, сороковой день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, дни рождения, тезоименитства).
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Записки на панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки ( «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик (список или книгу с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения или в частной молитве) и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках. (5)
В определенные дни года Церковь творит поминовение «всех от века преставльшихся отцев и братий по вере», сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются Вселенскими, а сами дни — Вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста, церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы (греч. «ходатайство») — последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу), а после литургии в субботу бывают Вселенские панихиды.
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).
5.Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве(1380г.). Бывает в субботу, накануне- дня памяти великомученика Димитрия Солунского.
Дмитриева суббота отмечается и в память князя Дмитрия Донского, поскольку великомученик Дмитрий Солунский являлся небесный покровителем Дмитрия Донского. Со временем день стал данью памяти всех усопших.
6. С 1994 г. в Русской церкви установлено 9 мая поминовение погибших в годы войны 1941-1945 гг.
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших (6)
Ссылки
1.Зачем молиться за умерших www.memoriam.ru/main/help_soul?id=46
2. Там же
3. Преп. Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни www.pravoslavie.ru/put/54529.htm
4.Дни особого поминовения усопшего www.pravoslavie.ru/put/54529.htm —
5. Службы по усопшим simvol-veri.ru/…/slujbi-po-usopshim-panixida-l
6.Как правильно поминать усопших www.beebible.narod.ru/…/kak-pravilno-pominat
Александр А. Соколовский
Без памяти не может быть будущего