Святая Троица — один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.
Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия — при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.
В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.
Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца!
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, «органично вошедших» во все славянские христианские обряды.
В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день «девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.
На Троицу ходили развивать березки. Девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в воду и смотрели — потонет он или нет, и в какую сторону поплывет. По этим признакам гадали о суженом, о выходе замуж.
В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских.
Довольно забавные традиции сложились на Троицу в Сербии. Сильно переживая, что нам не придется причаститься в незнакомом месте, не зная языка, мы все же решились отправиться в сербский православный собор в Загребе. Церковь была полна народу, было довольно душно, пахло прелой травой и уже чуть пожухлыми листьями. К нашему удивлению, весь народ, находящийся в храме (видимо, испытывая сильнейшие молитвенные переживания), лежал на полу. «Вот молитвенники!» — немного позавидовав, решила я. Но, присмотревшись, я заметила, что они вовсе не лежат на одном месте — а потихоньку перемещаются, сгребая под себя, остатки травы (видимо остальную уже разобрали до нашего прихода). Набрав, на их взгляд, достаточное количество, люди торопливо отползали в сторону и начинали эту траву скручивать и прятать в сумки, после чего процесс этот неизменно повторялся, а служба шла своим чередом. Но тут уж и не до службы — надо траву собирать. (Позднее выяснилось, что мы никуда не опоздали, так как православные сербы не причащаются). Присущее мне любопытство просто не могло покинуть этого места неудовлетворенной, и я спросила знакомых, что же они пытались найти на полу. «Как, разве вы не плетете венков на Троицу? Ведь собрав как можно больше травы с пола в храме, свив из нее венки, ты в них заключаешь Святого Духа. И их можно повесить дома на стене. Так Святой Дух будет жить у тебя в квартире до будущего года. Я вот и маме сплела и подруге. Если бы я раньше знала, что вы этого лишены, я бы и тебе сплела»!
И все же праздник Пятидесятницы — это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется днем Святой Троицы.
Этот праздник получил также название «Пятидесятница», потому что воспоминаемое событие произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей — праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому народу синайского закона — десяти заповедей. Новозаветная Пятидесятница духовно преобразила ветхозаветную. С того момента, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно бежал в страхе, начинают всемирную проповедь Евангелия. Распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.
Святым Духом всяка душа живится.
Святым Духом живет Церковь, которая нас спасает, которая прощает нам грехи наши.
Силою Святого Духа наши священники молятся и совершают те святые таинства — исповеди, причащение, крещения, которые нам помогают оставаться близкими Богу.
Силу Святого Духа священники получили через таинство рукоположения, когда епископы возложили на них руки, читая особую молитву. Так апостолы передали силу сошедшего на них Святого Духа всем своим преемникам, и так они навсегда велели епископам сообщать силу Духа Святого священникам.
Святой Дух дает силу пророчествовать.
Святой Дух дает силу творить чудеса.
Святой Дух дает дар мудрости.
Святой Дух дает силу исцелять больных.
Святой Дух научил апостолов, простых рыбаков, победить весь мир и собрать всю Церковь Божию вместе.
Уже века светлый праздник Пресвятой Троицы соединяет и искреннюю радость, и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя все. Еще при жизни Своей на земле Господь много раз говорил Своим ученикам о том, что Он никогда не оставит людей.
Он собрал верующих людей в Свою большую семью, которую назвал Своею Церковью, и сказал: «Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее». Мы все — члены этой Церкви.
Мария Свешникова, 3 июня 2001 г.
http://www.zavet.ru/troitsasv.htm