Пасха наша, Христос, заклан за нас
(1 Кор 5:7)
Нам дано знать, что «Богу в полноте принадлежит вечное и нескончаемое бытие, а человека «Бог создал для нетления и сделал образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23)»
Пасха — одно из самых драгоценных слов христианина. Встречая и празднуя Пасху, мы знаем, что это – действительное наше спасение.
«Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор 15:3-4).
Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сразу же сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1:29). Апостол Павел уверяет: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7)
Пасха — это не только наши традиции или просто еще один праздник. Пасха — это живой Христос и Его реальное спасение нас..
Придите к Нему и получите прощение и жизнь вечную, как дар: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Истинное значение Пасхи — это спасение во Христе!
Получив в день новозаветной Пятидесятницы благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима (Деян 2:5) стали проповедовать о великих делах Божиих (Деян 2:11), открывшихся миру Воскресением Христовым, благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа,
О телесном воскресении из мертвых Спасителя свидетельствуют факты Священного Писания.
Христос предсказывал о Воскресении Своем (Мф. 16, 21; 20, 19; Мк. 9, 9).
Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лк. 24, 46).
Он является видимым образом:
а) Утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мк. 16, 9).
б) Тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28, 9).
в) Петру вблизи Иерусалима (Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5).
г) 2 ученикам, шедшим в Еммаус (Лк. 24, 13).
д) Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы (Ин. 20, 19).
е) Через неделю вечером всем Апостолам (Ин. 20, 26).
ж) Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин. 21, 1-3).
з) Немного спустя — на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф. 28, 11).
и) 500- верующим (1 Кор. 15, 6).
к) Брату Своему «по плоти» — Иакову и всем Апостолам (1 Кор. 15, 7).
л) Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лк. 24, 50).
м) Апостолу Павлу (1 Кор. 9, 1; 15, 8).
н) Первомученику Архидиакону Стефану (Деян. 7, 55).
о) До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1, 3).
Ест и пьет с учениками (Лк. 24, 42).
Показывает руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лк. 24, 40).
Дает наставления (Мф. 28, 18; Мр. 16, 15; Лк. 24, 17; Ин. 21, 15; 20, 21; Деян. 1, 7).
Путешествует с Апостолами (Лк. 21, 15).
Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф. 28, 9, 17).
О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28, 6; Мр. 16, 6; Лк. 24, 6).
Это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28, 11).
Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2, 32; 10, 39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян. 2, 22; 3, 26; 4, 10; 10, 39).
И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресения Христа. Потому, что сами говорят: «что мы слышали, что видели своими очами…, и что осязали руки наши… мы возвещаем вам…» (1 Ин, 1, 1-3).
В событии Воскресения Христа, или Пасхи, — смысл православной веры.
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — обращается к христианам апостол Павел.
Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, заявив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз».
Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения.
«Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства.
Древнееврейское слово Пасха, означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова, в греческой звучании обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа.
В Ветхом Завете — это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной.
В Новом Завете — это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.
Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти.
«Слово Пасха, — пишет святой Амвросий Медиоланский, — означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам „власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Христос победил смерть.
За трагедией смерти следует триумф жизни.
После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскресе Христос!»
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя:
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28).
«Нас ради человек, и нашего ради спасения…»
И мы христиане должны участвовать в Пасхе Христовой. Начало этого участия полагается во Святом Крещении.
« Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим 6:3-4). «Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею»( Кол 2:12).
Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор 11:23-26).
Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).
Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор 4:10).
Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так:
«Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».
Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, — ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? — но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа. И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к беспросветному отчаянию, ибо если и сей Праведник оказался бессилен, если такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то нам то, каждому, чего ожидать, к чему готовиться?
Но воскрес Христос — и остался поруган и беcсилен «.. диавол… человкоубийца.. лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Христос Воскрес — и воссияло Его Божественное Царственное Величие.
Христианство – cодержание и оплот жизни
Итак, Христос воскрес из мертвых. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в апостолах, а через них и во всей вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Они изменили всю историю.
Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Итак, Пасха Нового Завета — это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения.
Пасха нетления — мира спасение!