27 декабря в этом году празднуется память праотцев – святых Ветхого завета. Как совершалось богослужение в ветхозаветной церкви? Диакон Павел Сержантов предлагает в этот день поговорить о книге, которая стала прообразом современного Типикона. А написал её пророк Моисей.
Что такое Типикон? Наш богослужебный устав, прежде всего. Два больших тома Типикона находят свое место на полке в любой православной библиотеке. В чем их значение? Нетрудно понять. Дома у себя каждый молится по мере возможности, а в храме богослужебная молитва совершается по уставу, то есть по Типикону. Веками и веками всё происходит именно так.
Служба для народа Божия должна быть уставной. Это понимание не со Студийского устава началось. И не с устава, который сложился в лавре преподобного Саввы Освященного. Корни уставной службы уходят куда глубже.
Из Нового Завета мы узнаем, что христиане апостольского века собирались на церковную службу по воскресеньям – в день Господень (см. Отк. 1:10). И сейчас все мы приходим в церковь, чаще всего, в этот определенный уставной традицией день. И тогда, и теперь на Литургии возгласы священника ровно те же самые, которые мы читаем в Евангелии (см. Лк. 22:19). Их нельзя произвольно изменить, это тщательно хранимые Церковью уставы.
Идем дальше, к Ветхому Завету. Надписание некоторых псалмов свидетельствует о том, что они пелись не только по домам, но и в иерусалимском храме. В Псалтири остались музыкальные пометки для регента: «Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида» (Пс. 11:1). Некоторые пометки мы сейчас не можем объяснить, но древние-то служители храма их понимали! Псалтирь вполне можно считать «богослужебной» ветхозаветной книгой, старейшим нашим молитвословом.
И это не единственная «богослужебная» книга Библии. На 27 декабря в этом году выпадает день памяти праотцев. Один из них – пророк Моисей. Его святым именем надписана еще одна ветхозаветная «богослужебная» книга.
Пророк Моисей и уставное богослужение
Итак, третья книга Моисеева. Во времена святого Моисея духовенство тоже имело богослужебный устав. Со временем этот ветхозаветный устав стал тем, что мы называемкнига Левит. По имени колена Левиина, из которого и подбирались в ту эпоху священники.
Была воля Божия том, чтобы у людей имелся устав для богослужения. Устав – это не только лишь плод человеческих пожеланий и усилий. Не будем забывать о главном, о воле Божией.
Откроем начало Моисеевой книги: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то…» (Лев. 1:1,2). Далее идут объяснения, что и как приносить в жертву. Объяснения даны напрямую от имени Всевышнего Бога.
Как совершать жертву всесожжения и хлебные приношения Господу… Специально говорится в Левите и о жертве за грех. Эти внешние ритуальные действия человека связаны с внутренним деланием – покаянием. И, конечно, с грядущим искуплением грехов. В конце времен Христос приносит Себя в жертву за грех.
Помимо рассказа о поставлении во священство Аарона и сынов его мы прочтем в книге Левит подробные предписания ритуально чистой и нечистой пище, о священнодействиях, которые давали людям духовное очищение.
И еще там сказано об особых днях года. Не только о праздниках, о покаянных днях тоже: прочтем про Пасху и Судный день. Вот ветхозаветные богослужебные круги: годовой, седмичный (с субботним праздником во главе) и суточный круг тоже намечается.
За что мы ценим устав?
Боговдохновенная книга Левит заметно отличается от нашего церковного Типикона. И в то же время третья книга Моисеева во многом похожа на Типикон.
Почему? Потому что общинное богослужение должно быть чинным, упорядоченным, последовательным священным действием.
В богослужении люди должны увидеть не какие-то случайные привходящие элементы, не «полутеатральные экспромпты», которые так любят радикальные секты, а убедительную силу благословенного нам свыше чина, который мы приняли от отцов.
Богослужение – это целая духовная школа. В ней люди учатся стоять перед Живым Богом и ходить перед Богом, служить Ему.