Понедельник, 14 октября
Shadow

Священник А. Пальчевский. ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ С ЦЕРКОВНЫМ ТАИНСТВОМ КРЕЩЕНИЯ

« Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее пропало, теперь все новое » 2Кор. 5:17.

История спасения человечества проникнута действием безграничной Божественной любви. Выражением и свидетельством этого явилась вся земная жизнь Христа Спасителя. Для спасения, приведения в цельность и преображения человека было необходимо особое божественное воздействие на человеческую природу. Начало этому было положено воплощением Второй Ипостаси Святой Троицы.

Земная жизнь Спасителя явилась освящением всего мира. И аб­солютно все, что совершилось со Христом имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Апостол Павел говорит: «В Вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

Крещение Спасителя не может мыслиться в отрыве от всего искупительного подвига, оно также имело пред изобразительное значение для совершения Таинства Крещения над всеми желающими вступить в Церковь Христову. Так, святитель Кирилл Иерусалимский в довольно категоричной форме говорит: «Кто не примет крещение, спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное, крестившись собственной кровью»[1].

В прощальной беседе с учениками Христос говорил: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:15).

«Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещение прося Безгрешный, да очистит мир от лести вражия и очищение водою роду человеческому дарует»[2], слышим мы на богослужении в день Крещения Господня.

Почему Бог дарует спасение роду человеческому водой? В Библии вода символизирует жизнь. У ветхозаветных пророков есть места, которые возвещают явление в мире «живой воды»: «И в радости будет почерпать воду из источников спасения» (Исх. 12:3). У пророка Иезекииля находим такие слова: «и вода текла из-под правого бока храма… и куда войдет этот поток, все будет живо там» (Иезек. 47:1-12).

По причине своей влажности вода символизирует — очищение духовных страстей, по причине прозрачности она пропускает свет, изображая просвещение веры, уничтожение греха и получение жизни от Духа Святого[3]. В момент Своего Крещения на Иордане Господь освятил воды, наделив их своей божественной энергией и силой. В церковном таинстве Крещения священник обращается к Господу: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разделение, недугов исцеление…»[4]. Мы говорим о воде как символе жизни и очищения, но в то же время, по словам святителя Василия Великого, вода изображает собою смерть, принимая тела как бы в гроб, а Дух сообщает животворящую силу, возводя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь, что и значит родиться водою и Духом[5].

Через погружение в воды Иордана Христос приобщается нашей смертности. Эта вода становится святой и чистой. Она полностью принадлежит Господу. В Таинстве мы погружаемся в те воды, которые изначально задумал и сотворил, а позже освятил Господь: «Христос явился на Иордане освятити воды»[6].

В таинстве Крещения вода освящается сошествием на нее Святого Духа для того, чтобы быть тем, чем предназначена быть вся материя: «путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним. Через погружение в Иордан, через Свое Крещение Христос превратил воду в силу искупления всех людей»[7].

В тайной молитве на Богоявление священник читает: «Иже всех Царю, да всякое водное естество, освятив, безгрешнее, путесотворении Нам еже водою и Духом паки рождение и к первому нас устроит освобождению»[8].

В данном тексте говорится о новом рождении, т. к. прежде всего плодом Крещения является возрождение в состояние невинности, — омовение от грехов. Очищаясь от грехов, человек приобщается к Телу Христа, и в этом приобщении получает залог вечной жизни и воскресения по образцу прославленного тела Христа[9]. Выходя из купели вод, каждый человек становится не только чистым, но так же святым, праведным и обновленным.

«Да убедится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо, имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшеся, прегрешений прежних убеже, пресветло, измовено»[10]. Благодатное действие Крещения состоит в том, что человек, принимающий таинство, очищается от всех грехов — как от первородного, так и от всех личных грехов, содеянных до Крещения. Об этом говорит и Священное Писание. Так, в беседе с Никодимом мы слышим, что как до Крещения мы бываем плотью, то есть имеем наследственную греховную нечистоту, которая препятствует нам войти в Царствие Божие, так в таинстве Крещения, родившись от Духа, мы сами становимся духом, следовательно, чистыми от прародительского греха. Теперь вход в Царство Божие для нас открыт.

Само погружение Господа в водах Иордана наглядно выражало подлинный смысл Его мессианского Крещения — самоотречение и самопожертвование во имя дела Божия — спасения человека. По учению Церкви погружение в воду означает приобщение крещаемого к смерти Христа Спасителя, распятого на Кресте. Крест же является знамением нашего искупления и освящения. Апостол Павел говорит: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились» (Рим. 6:3).

По словам святителя Иоанна Дамаскина, «трехкратное погружение означает трехдневное Господне пребывание во гробе»[11]. Крещением в смерть Христову христианин освобождается от рабства греху.

В момент Крещения на Спасителя нисходит Святой Дух: «Боже­ственный же Дух голубиным видом тебе предста, но всели в души наша Того, Человеколюбче»[12], взываем мы в тропаре праздника Богоявления. В Таинстве Крещения на человека также нисходи Дух Святой. И мы становимся обновленными, оставляя свою ветхость.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Дух Святой сошел на Христа Спасителя именно для того, чтобы сообщить человечеству Господа дары Духа»[13]. В стихире праздника Богоявления мы читаем: «глас Господень на водах вопиет, глаголя: придите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа»[14]. О семи дарах Святого Духа, которые почили на Христе, говорил еще пророк Исайя: «И почиет На Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости Дух ведения и благочестия, исполнит — Его Дух страха Божия» (Ис. 11:2). Семь даров Святого Духа усвояются Христу и в Новом Завете: «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников, огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5).

Мы говорили о новом рождении человека в церковном таинстве Крещения. Оно осуществляет переход от состояния, в котором рожается человек — сын первого человека Адама, к состоянию благодати и усыновления Богом через второго Адама Спасителя нашего Иисуса Христа.

Обратимся к богослужебным текстам праздника: « Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся небеса, Адам же затвори себя и сущим с ними»[15]. Святитель Феофилакт Болгарский говорит: «Адам заключает небеса, Христос отверзает, чтобы ты знал, что и ты отверзаешь их, когда крестишься»[16]. Или еще: «Иорданскими струями облажся, Иже светом преславно одевается, в нихже Адамово естество обновил еси, сокрушшееся злым преслушанием, Слове Божий»[17]. Ветхая природа Адама наследовалась потомками в естественном порядке, а рождение от второго Адама и приобщение Духу Святому происходит через сознательное волеизъявление.

Рождаясь в таинстве Крещения, человек становится членом Тела Христова. Однако, очищаясь от грехов, духовно возрождаясь, все же удобопреклоность ко греху не истребляется и дает о себе знать на протяжении всей жизни. После первого Крещения для христиан начинается второе — делами подвигам всей жизни с ее скорбями и трудностями и евхаристическим единением со Христом.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия.-М., 2006.

2. Воронов Ливерий, протоиерей. Крещение и принадлежность к Церкви // Богословские труды 1937, № 10.

3. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение право­славной веры. — М.. 1996.

4. Минея. Январь. — М., 2006.

5. Попов И. Труды по патрологии. – М., 2003.

6. Требник. Часть 1. — М., I994.

7. Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование Евангелия М., 2003.

8. Шмеман А., протоиерей. Водою и Духом. — М., 2004.

[1] Цит. По: Воронов Ливерий, протоиерей. Крещение и принадлежность к Церкви // Богословские труды 1937.10. — С.147.

[2] Минея. Январь. Стихиры на стиховне. – С. 236.

[3] Пол Хардонер. Тайна таинств. – С. 32.

[4] Требник. Ч. 1. – C. 46.

[5] Воронов Л., прот. Указ. Соч. – С. 147.

[6] Минея. Январь. – C. 237.

[7] Шмеман А., прот. Водою и Духом. – C. 48.

[8] Минея. Январь. – C. 229.

[9] Попов И. Труды по патрологии. – C. 723.

[10] Минея. Январь. Канон, 8 песнь. – C. 244-245.

[11] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. C. 234-236.

[12] Минея. Январь. Тропарь. – c. 194.

[13] Воронов Л., прот. Указ. Соч. – C. 190.

[14] Минея. Январь. – C. 224.

[15] Минея. Январь. – C. 237.

[16] Феофилакт Болгарский, свят. Толкование Евангелия. – C. 48.

[17] Минея. Январь. – C. 240.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *