Время бежит. Церковный календарь переворачивает прожитые страницы и приближается к периоду в церковной жизни, который называется Рождественским постом. И это хороший повод напомнить каждому из нас что же такое все-таки «пост», для чего он нужен и как правильно проводить время поста.
Нет, наверное, человека, который бы не слышал о таких периодах церковных, которые называются «постом». Так или иначе, каждому хотя бы раз в жизни приходилось слышать об этом явлении. Кому-то от верующих родителей, кому от верующих друзей, из интернета или статьи в журнале. Другой вопрос: «все ли понимают, что такое «пост» и какое его значение для человека?» Для одних, «пост» — это что-то мрачное и трудно выполнимое. Время каких-то запретов и отказов себе в чем-то. Для других — это время заняться своим здоровьем и время для диеты. Некоторые вообще не знают, что такое «пост», никогда не слышав этого слова. А иные вообще говорят, что пост вреден. То есть действительность такова, что в настоящее время об истинном значении поста для человека знают не многие, а лишь те, кто имеет отношение к церковной жизни и сам уже примерял на себя звание «постящегося».
Пост это специально обозначенный Церковью период, в который верующие стараются заняться своим душевным состоянием через скромное питание, усердную молитву и воздержание от любых соблазнов. Важно понимать, что пост касается не только и не столько пищи. В первую очередь пост – это время, когда человек особым образом сосредотачивает все свое внимание на своей духовной жизни, на общении с Богом и исправлении своей греховной природы. Конечно, молиться и избегать греха нужно всегда. Однако так сложилось, что человеку трудно каждый день внимательно следить за собой. Зная это, Церковь и установила постные периоды, которые могут каждому человеку помочь задуматься о спасении своей души и духовно потрудиться.
Некоторые ошибочно думают, что основа поста — это отказ себе в пище и не более. Однако, это неверное рассуждение. Основа поста – борьба с грехом, а воздержание в пище лишь помогает вести эту борьбу. Истинный пост, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом, состоит из поста телесного и поста духовного. Воздержание в пище не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Поэтому пост без молитвы – это просто диета.
Важно помнить, что, вступая на постовое поприще, человек должен хорошо оценить свои душевные и физические силы, степень своего здоровья. Пост не по разуму может нанести серьезный вред человеку. Поэтому постится каждый должен соответственно своему состоянию. Преподобный Амвросий Оптинский советовал постящимся: «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы». Святитель же Иоанн Златоуст по этому поводу сказал так: «пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять».
Таким образом, пост для человека – это время духовного делания, время достижения высот на нашем духовном пути, время воссоединения с Богом. «Истинный пост, – учит святитель Иоанн Златоуст, – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Пример совершения поста показал нам сам Господь Иисус Христос, который, прежде чем выйти на проповедь, удалился на 40 дней в пустыню, где ничего не ел, сосредоточенно молился и боролся с искушениями, которым подвергал Его дьявол.
По образцу этого Христова поста Церковью были установлены Четыре многодневных поста. Это Великий, Рождественский, Петров и Успенский посты. Эти посты духовно подготавливают нас к праздникам, названия которых они носят, и помогают нам духовно обновиться, как четыре раза в год обновляется сама природа.
28 ноября по новому стилю начинается Рождественский пост. Этот пост второй по значимости, но менее строгий чем Великий. С это дня православные христиане вступят в великое поприще, особое благодатное время, подготавливающее верующих к встрече великого и светлого христианского праздника Рождества Христова. Праздника, который возвещает каждому человеку ту великую радость о пришествии в мир Самого Бога. Праздника, который является поворотным моментом в истории человечества. Праздника, приводящего человека ко спасению. Праздника, в который христиане с радостью в душе восклицают друг другу: «Христос Рождается. Славьте Его»!
Рождественский пост, длящийся с 28 ноября по 6 января включительно, установлен для того, что мы очистили себя ко дню Рождества Христова покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.
История утановления.
Этот пост называют еще Филипповским, потому что в последний день перед постом (27 ноября) Церковь вспоминает апостола Филиппа. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Упоминание о рождественском посте встречается в книгах четвертого века.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Как питаться в Рождественский пост?
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых видов еды и пития, не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
По своей строгости пост близок к Петрову. Основу постного стола в этот период составляет каша (гречневая, пшенная, овсяная и другие).
От начала Рождественского поста (с 28 ноября) до праздника святителя Николая Чудотворца (19 декабря включительно) по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).
В период с 20 декабря по 1 января (включительно) пост становится более строгим. В это время по вторникам и четвергам уже нельзя есть рыбу – разрешается горячая пища с маслом. Правила питания в остальные дни недели не меняются.
2-6 января – период предпразднства Рождества Христова, наиболее строгая часть поста. В эти числа по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам – горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.
Самым строгим днем Рождественского поста является «Рождественский сочельник» (6 января). В этот день запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды, после чего принято кушать сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).
В такие церковные праздники как Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно кушать рыбу.
Для удобства можно пользоваться таблицей разрешенной пищи во время Рождественского поста:
Однако важно помнить, что придерживаться этим правилам поста могут лишь подготовленные к постовому деланию люди. Во время соблюдения Рождественского поста важно рассчитать свои силы. Нужно правильно выбрать меру своего воздержания и не усердствовать сверх этой меры. Ибо как говорил святитель Василий Великий: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе». Поэтому для каждого человека телесный пост свой.
Но это не значит, что усилий не должно быть совсем. Как раз очень важно — сделать над собой какое-то усилие, чтобы совершить то, чего не делал раньше. Поэтому в Рождественский пост следует не пропускать чтение правила, читать Евангелие, хотя бы по главе. Очень важно читать духовную литературу. Также важно, чтобы пост был добровольным. Ибо невольник — не богомольник, да и не постник тоже. Конечно же, в пост нужно бывать в храме, для того чтобы вдохновляться и заручаться поддержкой Господа на постовое делание и подпитывать свои душевные и физические силы.
«Перед нами сейчас лежит путь, – говорит митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте, – пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы в нас родился Господь, и чтобы с Ним родилась в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».
Священник Алексей Савко.