Рождественский пост начинается 28 ноября и длится 40 дней, до 7 января. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, этот пост называют Филипповым и еще крупяным, поскольку хозяйкой стола в это время является каша.
Традиция праздника относится к временам апостолов. В своих постановлениях апостолы записали: «Храните, братия, дни праздничные, и, в первую очередь, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца.». Так что уже со II века праздновали день рождения Христа как из самых великих церковных праздников.
Язычники упорно сопротивлялись торжествам. В начале четвёртого века, в ходе яростных гонений христиан, правитель Диоклетиан в 303 г. сжег в храме 20 тысяч никодимийцев в наиболее разгар празднования Рождества Христова. Оттого и почитаем этот праздник христианами целого мира, ибо Рождественский пост — не что другое, как время, данное нам для подготовки к великой счастью встречи с Христом.
Изначально у одних христиан пост длился 7 суток, у иных — более. Лишь на Вселенском соборе 1166 г. при константинопольском патриархе Луке приняли единодушное решение — все христиане обязаны соблюдать пост перед Рождеством Христовым 40 суток.
Святейший патриарх Лука, естественно, признал тогда, что дни Успенского и Рождественского постов не определены каким-то правилом, хотя, по неписаному церковному преданию теперь всем христианам «долженствуем поститься от 15 дня нояб.» (по ст. стилю).
После подобного решения Симеон Фессалоникийский сделал вывод, что «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись 40 суток и 40 ночей, заполучил на каменных скрижалях начертание словес Божьих. А мы, постясь 40 суток, приобщаемся к Его Божественной плоти». По заверениям святителя Льва Великого, Рождественский пост — это есть жертва Богу за дары на протяжении всего православного года.: «Само воздержание означает, что мы непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни постоянно нужно стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий. Как Бог ущедрил нас плодами земли, так и мы в ходе этого поста обязаны быть щедры к бедным».
Так что, пост этот придуман не зря! Вместе с покаянием и молитвою он помогает очистить тело и душу перед Днем рождения Христа.
Устав Церкви учит, что в ходе поста необходимо воздерживаться «от нескольких брашен (пищи), не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещенных Церковью (мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, вино, рыбка (местами))».
Хотя Рождественский пост наименее строг по степени воздержания, чем Великий. Во все понедельники, среды и пятницы поста кушают строгую растительную пищу, даже без постного масла, хотя во вторник. и четверг возможно слегка расслабиться и полакомиться блюдами с маслом. В субботы и воскресенья (до 2 янв.) вообще устраиваются легкие пирушки с рыбными блюдами, как и в огромные праздники — Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.), день св. Николая Чудотворца (19 дек.), в престольные праздники, на какой бы день они ни пришлись, и в дни памяти нескольких святых, если они приходятся на вторник или четверг.
Если же эти дни выпадают на среду или пятницу, от рыбы православные отказываются, зато позволяют себе пищу, немного сдобренную растительным маслом.
Со 2 до 7 янв. строгость поста усиливается. В эти дни даже в субботу и воскресенье поедание рыбы не благословляется.
Немало соблазнов у христиан в это время. На эти дни приходится празднование гражданского Нового г.. В это время все верующие пытаются не нарушить строгость поста ради спасения души.
Хотя идея поста заключается не в воздержании от жирной пищи, а от страстей и пороков, искоренением злых дел, покаянии и прощении обид. Пост — не цель, а средство для смирения плоти и очищения от грехов. Без мольбы и покаяния пост становится лишь только диетой.