Почитание христианами святых людей берёт своё начало от самого основания Спасителем Церкви. Святым может стать каждый человек независимо от пола, возраста, социального положения, но существует критерий, без которого невозможно достигнуть духовного совершенства. Этот критерий обуславливается исповедание Христа Сыном Божьим. Если какой-либо человек горячо уверует во Христа, то даже если он самый злостный, беспощадный разбойник у него есть возможность сказать: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твоё!» (Лк. 23:42). И тогда, если эти слова будут криком сердца, то Христос ответит: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Можно задать вопрос, чем разбойник угодил Богу? Казалось бы, всю жизнь грешил, и возможно даже не задумывался о правде, а Христос дарует ему Царство Небесное. Такой дар он получает не просто так, а за исповедание веры, исповедание Христа Господом и з искреннее желание быть вместе с Ним, что предполагает желание быть похожим на Иисуса, то есть никогда не грешить. К такому исповеданию призван каждый из нас!
Иисус Христос предсказывал, что верующие в Него будут гонимы: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если меня гнали, будут гнать и вас; если моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:18-20). Так оно и случается.
В первые века Церковь Христову считали не самостоятельной религией, а новой иудейской сектой, причём не какой-то безобидной, а совсем наоборот. В народе распространялись слухи, что христиане на своих ночных собраниях занимаются каннибализмом и развратом. Собрания христиан проходили преимущественно по ночам и были совершенно закрыты для чужих, что конечно, не внушало доверия людям. Тогда в Римской империи процветал культ тела и культ императора, а слава была, чуть ли не самой главной целью в жизни и пределом мечтаний. Поэтому современникам древних христиан были не совсем понятны, точнее выразиться, совершенно непонятны и дики такие аспекты христианской жизни, как смирение, нестяжание, кротость и многое другое. Из-за этого непонимания и лени менять себя в лучшую сторону, христианство первых три века было гонимо современными язычниками с невиданной жестокостью. Но некоторое время спустя к власти приходит император Константин Великий, который в 313г. издаёт миланский эдикт – закон который провозглашал веротерпимость. А ещё через время христианской вере от государства предаётся множество привилегий. Но всё равно языческого населения большинство и государственные должности в основном держаться за людьми, которые ещё недавно гнали Церковь. Так и в Армении в городе Севастии гарнизоном командовал язычник Агриколай, который станет мучителем сорока христиан.
В 320 году Агриколай захотел избавиться от христиан в своей армии. Он приказал всем воинам принести жертву языческому божеству, идолу, но 40 человек отказались предать христианскую веру. Сначала Агриколай обещал деньги, служебного повышения за отречение от Христа, но после отказов отречься он приказал раздеть исповедников и поставить в ледяное озеро около города Севастии, а рядом растопить баню. Всю ночь христиане с молитвой терпели страдания и только один из них, не выдержав холода побежал к бане, добежав до которой упал замертво. Видя такое мужество, стражник по имени Аглаий исповедал себя христианином и присоединился к остальным. Господь подкрепил веру своих воинов, чудесным образом сделалось тепло и лёд растаял, но это не вразумило Агриколая. Было приказано перебить христианам голени после чего страдания их закончились, и Господь наградил их мученическим венцом.
В греческом языке мученик звучит как «μάρτυς», что значит свидетель. Такие святые являются истинными свидетелями Христа и Его Божественного учения. Мученики за Христа вдохновляют людей своей жертвенностью ради веры, своей твёрдостью и решимостью. Одними из многих пострадавших за веру были мученики Севастийские. Узнавая о таких людях, которые не колеблются в своём решении, которые настолько исполнены мужества, что даже отдают жизнь ради Христа и Его учения – наталкиваешься на мысль, что есть что-то большее чем земные бага. И если даже современный неверующий человек усомнится в правильности действий мучеников, то такая огромная жертва заставит его подумать и поинтересоваться, для чего они так легко расстались с жизнью, не безумцы ли они? Причём, такие поступки не остаются не замечены, не могут они просто быть и не оставить никакого следа. О таких подвигах узнают тысячи людей и этим самым исполняется мудрость христианства, которую выразил Спаситель: «Никто, зажегши свечу, не накрывает её спудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8:16).
В последнее время на территории нашей страны распространена секта «Свидетели Иеговы». Члены этого общества зачастую укоряют православных в пассивности миссионерства и проповеди о Боге. Но знают ли они, что самая лучшая проповедь – это пример собственной жизни, которую показывают нам мученики за Христа. Сектанты говорят, что они свидетели Бога, но это остаётся всего лишь словами, в отличии от истинного свидетельства мучеников Христовых, которые деятельно доказывают, что Христос есть и остаётся «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Христианский учитель Тертулиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства». Эта фраза доказывает удивительный парадокс, который заключается в том, что гонения не ослабляют, но укрепляют церковь и помогают ей обрести множество новых чад, и заставляют всех членов церкви сплотится вокруг непреложной Истины – Господа нашего Иисуса Христа.
Размышляя о Севастийских мучениках и в целом о мученичестве вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского, которые должны стать постулатом для каждого православного христианина: «Не важно жив ты или умер, но то важно — для чего ты живёшь и то – ради чего ты готов умереть».