«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония моя я сознаю, и грех мой всегда предо мною.» (Пс. 50:1-2)
В современной церковной жизни христианин исповедуется каждый раз, когда готовится стать участником Божественной Литургии и таинства Евхаристии. Но зачастую Исповедь воспринимается как «Билет на Причастие». Христианин исповедует одни и те же грехи из года в год, один и тот же листок с перечнем грехов переживает несколько исповедей. И часто в такой исповеди нет места покаянию, потому что раскаяние — это не перечисление безнравственных поступков, а твёрдое намерение изменить себя, открыться Богу и повернуться лицом ко Христу. И не может быть прощения там, где нет искреннего призыва и надежды на милосердие, человеколюбие и прощение Отца Небесного.
Вспомним детский период нашей жизни, когда мы обидим родителей каким-то дурным поступком, то прося прощения, мы искренне надеемся на то, что они нас простят, и не будут держать зла. И невозможно представить, чтобы дети просили простить их просто ради галочки, извинялись ради того, что все так делают. А Христос призывает нас быть детьми по незлобию, простоте и чистоте сердца: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф.18:3)»
Настоящее покаяние не может случаться по расписанию, оно не является перечислением «стандартных грехов». Настоящие покаяние – это великое чудо, к которому каждый из нас может прикоснуться благодаря крестным страданиям и воскресению Спасителя.
В Священном Писании, а точнее в Евангелии от Луки есть история о человеке по имени Закхей. Этот человек, будучи начальником мытарей, имел немалое богатство, а в народе он, как и каждый мытарь прослыл человеком не честным и жадным. К мытарям в то время относились с презрением, общение с ними зачастую считалось грехом, потому что эти люди состояли на службе у римского прокуратора, у римлян которые захватили Палестину и были для евреев оккупантами. В евангелии говорится, что Закхей единожды увидев Спасителя, Который не погнушался общением с ним грешником, возымел такое искреннее покаяние, что пообещал половину имения раздать нищим и в четверо воздать обиженным им.
Такое покаяние можно назвать великим чудом! Человек всю жизнь был скупым, наживался за счёт других и собирал в закрома богатство, а тут с ним происходит что-то необъяснимое, что-то в нём перевернулось и он готов не забирать, а отдавать.
Вспомним опыт другого человека, встретившего Христа. Разбойник, распятый одесную спасителя, в предсмертных мучениях не озлобляется на распятого рядом праведника, в отличие от своего соратника, а признаёт, что он по заслугам получил это наказание. Признаёт, что за свою разбойничью жизнь ничего другого не заслуживает. Этот разбойник не смеётся над человеком в таком же безнадёжном положении, о Котором говорят, что это Сын Божий, а говорит ему: «Помяни меня Господи, когда приидешь во царствие Твое». Эти слова означают, что разбойник готов быть рядом с праведником, готов служить Ему, готов стремиться стать похожим на Него. И этот порыв души, это решение ума в корне изменить себя есть покаяние, и оно является великим чудом.
А притча о блудном сыне являет нам пример не только искреннего покаяния, но и пример ответа на этот порыв сердца, пример абсолютного прощения и милосердия Божьего. Сын только открыл свое сердце и сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим (Лк. 15:21)», как сразу отец приказал слугам одеть в лучшею одежду, обуть сына, дать ему перстень на руку, заколоть лучшего телёнка ради радости возвращения сына.
Покаянный путь человеческой души, путь очищения своего сердца по своей тяжести можно сравнить с крестным путём Спасителя на голгофу. Только путь покаяния длится не несколько часов, а всю жизнь. Через всю жизнь, христианин проносит подвиг очищения сердца. И как плодом крестных страданий Спасителя стало Воскресения Его из Мёртвых, так плодом покаяния является воскресение собственной души.
Диакон Виктор Шабловский