Понедельник, 25 ноября
Shadow

Покаяние – великое чудо

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония моя я сознаю, и грех мой всегда предо мною.» (Пс. 50:1-2)

В современной церковной жизни христианин исповедуется каждый раз, когда готовится стать участником Божественной Литургии и таинства Евхаристии. Но зачастую Исповедь воспринимается как «Билет на Причастие». Христианин исповедует одни и те же грехи из года в год, один и тот же листок с перечнем грехов переживает несколько исповедей.  И часто в такой исповеди нет места покаянию, потому что раскаяние — это не перечисление безнравственных поступков, а твёрдое намерение изменить себя, открыться Богу и повернуться лицом ко Христу. И не может быть прощения там, где нет искреннего призыва и надежды на милосердие, человеколюбие и прощение Отца Небесного.

 Вспомним детский период нашей жизни, когда мы обидим родителей каким-то дурным поступком, то прося прощения, мы искренне надеемся на то, что они нас простят, и не будут держать зла. И невозможно представить, чтобы дети просили простить их просто ради галочки, извинялись ради того, что все так делают. А Христос призывает нас быть детьми по незлобию, простоте и чистоте сердца: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф.18:3)»

Настоящее покаяние не может случаться по расписанию, оно не является перечислением «стандартных грехов». Настоящие покаяние – это великое чудо, к которому каждый из нас может прикоснуться благодаря крестным страданиям и воскресению Спасителя.

В Священном Писании, а точнее в Евангелии от Луки есть история о человеке по имени Закхей. Этот человек, будучи начальником мытарей, имел немалое богатство, а в народе он, как и каждый мытарь прослыл человеком не честным и жадным. К мытарям в то время относились с презрением, общение с ними зачастую считалось грехом, потому что эти люди состояли на службе у римского прокуратора, у римлян которые захватили Палестину и были для евреев оккупантами. В евангелии говорится, что Закхей единожды увидев Спасителя, Который не погнушался общением с ним грешником, возымел такое искреннее покаяние, что пообещал половину имения раздать нищим и в четверо воздать обиженным им.

Такое покаяние можно назвать великим чудом! Человек всю жизнь был скупым, наживался за счёт других и собирал в закрома богатство, а тут с ним происходит что-то необъяснимое, что-то в нём перевернулось и он готов не забирать, а отдавать.

Вспомним опыт другого человека, встретившего Христа. Разбойник, распятый одесную спасителя, в предсмертных мучениях не озлобляется на распятого рядом праведника, в отличие от своего соратника, а признаёт, что он по заслугам получил это наказание. Признаёт, что за свою разбойничью жизнь ничего другого не заслуживает. Этот разбойник не смеётся над человеком в таком же безнадёжном положении, о Котором говорят, что это Сын Божий, а говорит ему: «Помяни меня Господи, когда приидешь во царствие Твое». Эти слова означают, что разбойник готов быть рядом с праведником, готов служить Ему, готов стремиться стать похожим на Него. И этот порыв души, это решение ума в корне изменить себя есть покаяние, и оно является великим чудом.

А притча о блудном сыне являет нам пример не только искреннего покаяния, но и пример ответа на этот порыв сердца, пример абсолютного прощения и милосердия Божьего. Сын только открыл свое сердце и сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим (Лк. 15:21)», как сразу отец приказал слугам одеть в лучшею одежду, обуть сына, дать ему перстень на руку, заколоть лучшего телёнка ради радости возвращения сына.

Покаянный путь человеческой души, путь очищения своего сердца по своей тяжести можно сравнить с крестным путём Спасителя на голгофу. Только путь покаяния длится не несколько часов, а всю жизнь. Через всю жизнь, христианин проносит подвиг очищения сердца. И как плодом крестных страданий Спасителя стало Воскресения Его из Мёртвых, так плодом покаяния является воскресение собственной души.

Диакон Виктор Шабловский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *