«Не от юношей пал Олоферн-великан,
Не рукою своею с ним сражался титан,
Но Иудифь красотою лица своего
Погубила его»
(Бальмонт К. Д. «Песнь Иудифи»)
В Библии очень мало ярких женских образов, что заметно снижает их ценность как примера для подражания. Но на этом фоне заметно выделяется личность Иудифи, подвиг которой описывается в одной из исторических книг Ветхого Завета. Книга получила свое название от имени главного действующего лица – Иудифи (с евр. Иегудит – «хвалящая»).
Эту книгу невольно можно разделить на две части, на две смысловых нагрузки: в первой части (главы 1-7) содержится описание побед Олоферна, полководца Навуходоносора, осада им родного города Иудифи- Ветилуи; а во второй (главы 8-16) –описавыется сам подвиг Иудифи.
Книга Иудифь занимает особое место среди библейских книг. Иудейские и протестантские исследователи считают эту книгу религиозно-нравственным повествованием, однако, на самом деле ее нельзя включить ни в один из разделов Ветхого Завета, она не является ни законоположительной, ни учительной, ни пророческой. И хотя в русской библейской науке принято включать эту книгу в разряд исторических, в научном подходе это можно принять отчасти, так как она в своих исторических, хронологических и географических данных выражает неопределенность и не может с полной уверенностью занимать положение исторической книги, а только написанной в форме исторического повествования. В Православной Церкви утвердился наиболее правильный взгляд: «книга Иудифь относится к числу неканонических книг, которые, хотя и не равны по своему авторитету каноническим книгам Священного Писания, но полезны и назидательны».
Согласно книге, некогда ассирийский царь Новуходоносор, правивший в Ниневии, победил мидийского царя Арфаксада. Покончив с врагом, он решил наказать страны, которые ему не помогали. В этом списке была Иудея. Ее народ недавно вернулся из плена и был не в состоянии защитить себя. Вся надежда была на Бога, поэтому первосвященник оправил посланцев в ключевой город Ветилую и просил твердо стоять, когда к стенам этого города подойдет военачальник Навуходоносора Олоферн. По молитве иудеев Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и благочестивой вдовы, всю жизнь хранящей верность мужу. Предупредив старейшин города, после усердной молитвы Иудифь одевается в лучшие одежды и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну. Пленив его своей красотой и мудрой речью, Олоферн пригласил пообедать в его палатах. Было немало съедено, немало выпито. Генерал «любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения» (Иудифь. 12, 20). После пиршества, когда Олоферн, весьма довольный, растянулся на кушетке, Иудифь схватила генеральский меч и «изо всех сил дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову» (Иудифь. 13,8). Смерть Олоферна, ставшая известной утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско, которое тотчас же обратилось в беспорядочное бегство и было также истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним остальными израильтянами. Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь было прославлена как спасительница народа.
Здесь, в этой книге, мы видим всемогущество Божие, что через женщину Он избавил иудеев от руки врага, рукою жены низложил всех врагов Иудейской страны. Весь Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом». Внимательное чтение Священного Писания, доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль. Именно особая роль и была отведена Иудифи- спасение богоизбранного народа от вражьих рук. Она, подобна судьи Деворе, была избрана Богом для столь важной миссии. Победа Иудифи над Олоферном является символизирующим торжеством Девы над диаволом и победой чистоты и смирения над похотью и гордыней. Иудифь отождествляет в себе Смирение, Правосудие, Мужество, Целомудрие; Олоферн, в свою очередь, символизирует Гордость, Распутство и Тиранию.
Молва о победе Иудифи распространилась по всему миру, не только ветхозаветному, но и новозаветному. Многие отцы Церкви и древние христианские богословы обращали внимание особенно на нравственный характер Иудифи, на ее подвиг. Климент Римский ставит ее в пример самоотверженного патриотизма и называет ее блаженною. Климент Александрийский называл совершенной среди женщин. Ориген по твердости духа и веры признает удивительною и знаменитейшею из женщин. Блаженный Иероним ставит ее примером по твердости духа не только для женщин, но и для мужчин. В Апостольских постановлениях она называется мудрейшею. Тертуллиан помещает ее в числе святых. Кроме нравственного характера, героизма и глубокой религиозности и патриотизма самой Иудифи, в этой книге ценны для назидания все ее речи, особенно, пламенная речь к Богу, что и является религиозным смыслом этой величайшей книги: «Ибо не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое, но Ты- Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных… Вразуми весь народ Твой и всякое племя, чтобы они видели, что Ты- Бог» (Иудифь.9,11-18).
Подвиг Иудифи является одной из тем, к которой в европейской литературе и живописи, в музыке и кинематографе прибегали с восторженностью о ее необычайном поступке.
В европейской изобразительном искусстве принято было иллюстрировать Иудифь с мечом в правой руке и головой Олоферна в левой. Впервые образ Иудифи встречается в средние века, как пример добродетели, побеждающей порок. Самые знаменитые картины:
— Джорджоне «Иудифь»,
— Караваджо «Иудифь и Олоферн»;
Образ Иудифи распространился и в европейской литературе. Эта история стала примером мужества местных жителей перед лицом интервенции в эпоху Ренессанса. Из литературных произведений Запада можно упомянуть:
-пьеса «Юдит» Сикста Бирка,
-драма «Юдифь и Олоферн» Луки (Джарафелло) де Карелио,
-поэма «Юдит» Ганса Сакса;
В русской литературе очень известны:
-А. С. Пушкин «Когда владыка ассирийский…»,
— Лев Мей «Юдифь»,
-Бальмонт «Песнь Иудифи».
Образ этой личности вдохновлял творческую интеллигенцию разных эпох, стран и народов на создание выдающихся шедевров живописи, музыки и литературы.
Ее подвиг побуждает в душе человека самые восторженные чувства патриотизма, долга перед отечеством, а также примером своей жизни способствует человека отринуть с себя ветхое «эго» и направить свою жизнь на благо.
Материал подготовил диакон Владимир Букштунович