Факт и Акт сошествия Иисуса Христа во ад
«Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи».
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Анна Ахматова
Каждый из живших и ныне живущих слышал и знает о наличии ада.
Согласно древнему представлению, мертвые находятся в некотором месте под землей, которое и есть, собственно говоря, «преисподняя» — то, что в самом низу. В иудейском представлении — это шеол, в греческом — гадес. Мифологии называет это место царством теней.
Факт сошествия Иисуса Христа во ад
Ветхозаветные люди всегда вопрошали: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14. 14)
И вот пришло время, когда надежды, казалось бы, обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 2).
«Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим 14. 9).
Все души ветхозаветных людей, не исключая и праведников, должны были сходить во ад. Этому закону человеческой природы подчинился и Христос, потому что был истинным Человеком.
Христианский богослов Тертуллиан (ум. ок. 220 года) писал, что Христос, имея не только божественную, но человеческую природу, исполнил «закон» и «подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде взошел на высоту небес, как уже низошел в преисподнюю земли, чтобы там сделать спутниками себе патриархов и пророков».
Иисус Христос вошел во ад, дабы утвердить свою власть над мертвыми: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1. 17-18).
Об этом же говорит апостол Павел: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф 4. 9-10).
По словам митрополита Илариона (Алфеева), «Сошествие Христа во ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной, которую можно воспевать в гимнах, по поводу которой можно высказывать различные предположения, но о которой ничего нельзя сказать определенно и окончательно…. По подсчетам ученых, сошествие во ад упоминается более пятидесяти раз в богослужениях Великого Пятка и Великой Субботы, свыше двухсот раз в период празднования Пятидесятницы и более ста пятидесяти раз в воскресных и праздничных песнопениях в течение всего года».
Учение о сошествии во ад Господа Иисуса Христа не принималось специально на каком-либо Соборе. Согласно церковному догмату, Христос сошел во ад Своей живой душой, в то время, как безжизненное Его тело покоилось в гробу, т.е. до Своего Воскресения. Этот догмат был передан Церкви самими учениками Христа. Его оглашает в беседе с иудеями апостол Петр, когда, проповедуя Воскресение Христа, говорит: «…не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления» (Деян 2. 31). И он же пишет: «…и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» (1Пет 3. 18-19)
Учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического Предания Церкви.
Так, в «Слове на Святую Пасху» св. преп. Симеон Новый Богослов (XI в.) говорит: «Христос Бог наш после того, как повешен был на Кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподняя ада; потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых…»
Святитель Григорий Богослов говорит: «Погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души».
Господь нисходит во ад, являя там всю силу Своего исключительного смирения. Он не гнушается мраком и зловонием ада, Он входит туда бесстрашно, не как заключенный, но как победитель. У Бога бесконечные силы, Ему достаточно было бы вызвать достойных узников ада всего одним только гласом и даже не ступать Своими стопами на ступени ада.
Само распятие, умирание не достаточны ли были бы для проявления смирения? Однако Господь нисходит во ад не только как победитель, но и в неукоснительный знак смирения Того, Кто никогда не превозносился ни над праведниками, ни над самими грешниками.
Проповедь Господа в аду обращена ко всем тем, кто уже все знает, но не может ничего исправить только своими силами. Ад — это состояние без Бога, это неуменьшаемый ничем максимум зла, определявшегося святыми отцами как отсутствие добра. Бог нисходит именно туда, где часть заточенных навсегда отказалась от Него, от Его дел и слов, а другая часть оказалась их невольными заложниками. Он нисходит, дабы спасти всеми путями праведников, несправедливо и неукоснительно заточенных там, и тех, кто имеет в себе спасительный залог правой веры и хотя бы малую толику добрых дел. Эта проповедь Спасителя была обращена не только к праведникам (естественно, некрещеным), но и к «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», и погибшим при потопе во дни Ноя (1Пет 3. 19-20), мертвым (1Пет 4. 6), и ко всем усопшим от начала бытия человеческого и до его конца.
Христос сошел в глубины смерти, чтобы сбылось указанное: «…мертвые услышат голос Сына Божия и, услышавши, оживут» (Ин 5. 25). Христос воскресший имеет «ключи ада и смерти» (Откр 1. 18) и «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено земных, небесных и преисподних» (Флп 2. 10).
Апостол Фаддей, из числа семидесяти, посетив эдесского царя Авгаря, говорит тому: «Собери мне своих граждан, — и я возвещу им слово Божие… я скажу им о пришествии Иисуса, как оно совершилось… и о том, как Он смирил Себя и умер… как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивших от начала века…»
Христос сходил в темницу духов, когда был мертвым по плоти, т.е. до Своего воскресения и т.е. не в одухотворенном и прославленном уже теле, а только в своей человеческой душе. «Тело Христа достигло только до гроба, а душа снизошла до ада», — говорит св. Афанасий. Это учение увековечено и в церковной песни: «Во гробе плотски, во аде же с душею…»
По мнению митрополита Илариона (Алфеева), из анализа библейских текстов христианская традиция делает следующие выводы: факт самого сошествия никем из отцов Церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники. Также различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь; Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение.
Кого Господь освободил?
Прямого и однозначного ответа на вопрос, «Всех ли пленников ада освободил Христос?», в Священном Писании не дается.
Так, богослов первых веков христианства Ориген (ум. в 254 году) рассуждал, что когда душа Христа освободилась от тела, Он обратил Свою проповедь «к тем душам, которые освободились от тела, чтобы и из них привести к вере в Себя те души, которые сами желали (этого обращения), а равным образом и те, на которые Он Сам обратил Свои взоры по основаниям, одному только Ему известным»; сойдя в ад, Христос «воззвал оттуда первозданного» (то есть Адама); и далее, благодаря сошествию Христа в ад в рай смог войти благоразумный разбойник.
Христианский мыслитель Ориген считал, что дьявол был побеждён Христом и лишён своей власти, но только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно.
В раннехристианских воззрениях в целом преобладало мнение, что из ада были освобождены, прежде всего, все благочестивые ветхозаветные пленники, а затем и вообще все те, которые уверовали проповеди Христа и которые пожелали идти за Ним, как за Освободителем.
В православном Катехизисе конкретно говорится о цели сошествия Иисуса Христа во ад: «Для того чтобы и там проповедать победу над смертью и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия».
Блаженный Иероним говорит о том, что Спаситель сходил во ад, «чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там».
Преподобный Иоанн Кассиан писал: «Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса».
Блаженный Феофилакт Болгарский объяснял: «Те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад». Святой Григорий Богослов говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих».
Преподобный Варсонофий Великий говорит о том, что невозможно покаяние в аду: «Касательно же ведения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы».
Святитель Иоанн Златоуст пишет то же: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти — суд и наказание. «Во аде же, — сказано, — кто будет исповедовать Тебя?» (см.: Пс 6. 6)».
Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам, по нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков».
Святитель Иннокентий Херсонский: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия».
Великий русский подвижник Иосиф Волоцкий писал: «Пострадал, пребывая в двух естествах: плотию на кресте вися, плотию пострадал, плотию умер, Божество же Его пребывало бесстрастным, хотя и умер, бессмертный, плотию, и Божественная Его душа от пречистого Его тела отошла, но Божество пребывало неразлучно от плоти: Сам Он, всемогущий Бог, был с Отцом на престоле, и с телом в гробе, и с душою в ад сошел и проповедал душам, всем бывшим в аде, путь, ведущий к вечной жизни, и веровавших в Отца и Сына и Святого Духа возвел с Собою, а неверовавших оставил в аде…»
Разрушение ада
До пришествия Христова была преграда не только между Богом и человечеством, но была преграда и между живыми и умершими. Эту преграду преодолеть было нельзя, и только Иисус Христос соединил воедино все. Поэтому преграда между живыми и мертвыми была снята, ибо в Боге все живы. И именно те, кто живы в Боге, действительно живы.
Сам Иисус Христос, как подвергший Себя всей участи грешного человека на земле, и «по смерти должен был низойти во ад», как нисходили все грешники. Подобно тому, как Его смерть попрала смерть, так и сошествие Его во ад разрушило врата ада.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Для того чтобы победить смерть, необходимо было принять ее, с нею соприкоснуться. Для того чтобы победить ад, надо было сойти в него, разрушить врата ада, чтобы ад опустел, чтобы он не имел силы над людьми.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти — «Им сила смерти разрушена».
Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь в аду проповедовал всем, но для одних эта проповедь была во спасение, а для других — в обличение:
«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому, как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».
Особо ярко святитель Иоанн Златоуст говорит в «Огласительном слове на Пасху»: «Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! Где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»
Освобождение пленённых из ада
Среди богословов существует также суждение, что, сошедши во ад, Христос вывел на свободу бывших под властью дьявола. Это значит, что Христос Своим сошествием во ад приобщил к искуплению весь дохристианский загробный мир. Значит, сошествие Христа во ад и освобождение узников ада является доказательством универсального характера совершенного Богочеловеком искупления. Победою Христовой все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, но не похулившие Духа Святого, не согрешившие грехом «к смерти» (1Ин 5. 16), были и будут освобождены из ада.
Святитель Иннокентий (Борисов) делает вывод, что целью сошествия Христа во ад было выведение из него не только ветхозаветных праведников (как из иудеев, так и из всех других народов), но даже и «самых упорных душ». Вот как он говорит: «Что было предметом проповеди во аде? Апостол не говорит об этом прямо. Но что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству Апостола, то, чтобы они, «суд прияв — во время потопа — по человеку плотию», «пожили теперь — после проповеди Христовой — духом» (1Пет 4. 6). Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад Один, долженствовал извести с Собою многих. Если бы кто касательно сего усомнился дать полную веру аду, жалующемуся на то, что Он при сем случае «погубил еси мертвецы, имиже царствова от века», не может усомниться в свидетельстве Церкви, которая несомненно воспевает, что сошествием Божественного Жениха ея во ад «истощены вся адова царствия».
По учению Церкви, факт сошествия является свидетельством совершившейся победы Христа над дьяволом и уничтожения его власти над душами умерших, потому что «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф 12. 29)
О том же писал и прп. Иоанн Дамаскин: «Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского — немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки — что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлек, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный».
Апостол Павел пишет: «Посему и сказано «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» (Еф 4. 8-10).
Преподобный Максим Исповедник писал: «…Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения — когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, — для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых».
Бог, желающий, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1Тим 2. 4), сделал со Своей стороны все, что можно было сделать для спасения человечества. Плоды совершенной Им Искупительной Жертвы имеют всечеловеческий характер, т.е. они объективно распространяются на все человечество в целом и каждого человека в отдельности. Человеческое естество освобождено, и единственным условием спасения является теперь для людей только их собственное желание.
Христос сходит в ад и избавляет из царствия одиночества тех, кто там находится. Так слово об аде для нас перестает быть словом знания, но преображается и делается словом веры. Словом веры, говорящей о том, что ад может быть преодолен. О том, что для каждого из нас по достижении того рубежа, где, как кажется, более нет ничего и, что самое страшное, никого, нас ожидает Тот, Кто победил ад.
Как заметил преп. Максим Исповедник, после того как Христос умер и воскрес, наше спасение, зависит только от нашего произволения. И задача христианина заключается в сообразовании собственной воли с Божественной волей Господа.
Библиография:
Игум. Дионисий (Шленов). Проповедь в Великую Субботу14 апреля 2012 г.
Симеон Новый Богослов. Слово на Святую Пасху ЖМП.1981. № 4.
Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху — www.paskha.ru/holies/izlat.html.
Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. — М., Изд-во Дар 2006.
Тертуллиан. Квинт. Септимий. Флоренс. О душе. — СПб.: Изд- во Олега Абышко, 2008
Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – XVI века. — М. -Л., АН СССР, 1955.
Митрополит Иларион (Алфеев). Сошествие во ад — www.pravoslavie.by/page/soshestvie-vo-ad.
А. А. Зайцев. «Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему». Сошествие во ад www.raskol.net/content/zaitsevrassprosi-blizhnego-tvoego-prezhde-nezheli-grozit-emu-soshestvie-vo-ad.
Сошествие Спасителя во ад. Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов. — Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2000.
Игум. Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. — СПб., 2001
Преп Максим Исповедник. Творения. Кн. II. Вопросы ответы к Фалассию. «Мартис», 1994.
Митр. Иларион (Алфеев) Православие. Т. 1: Сошествие во ад.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава XXIX О сошествии во ад azbyka.ru.
Припачкин И. А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. — М.: Паломник, 2008.
Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. — М., 2001.
Уэйн Грудем. Систематическое богословие. — СПб: Изд. «Мирт», 2004.
Лесков. Н.С. Сошествие в ад. — М., Правда, 1989; Т. 12.
Свят. Григорий Богослов. Избранные слова. — М.: Изд. Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2002.
Александр А. Соколовский
Если не принимать что смерть побеждена и человек вечен, то все делаемое в этой жизни окажется тщетным
Если не принимать что смерть побеждена и человек вечен, то все делаемое в этой жизни окажется тщетным
Ад- это вечное терзание! И только Бог может избавить от этого