Суббота, 18 мая
Shadow

Об ожидаемом будущем

 

О этот мир, печальный мир и бренный!

И всё, что видишь в нём и слышишь, — суета.

Что эта жизнь? — Дымок в небесной бездне,

Готовый каждый миг исчезнуть без следа

 

Ожидая Господа

Апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

Исходя из этого постулата, можно предположить, что ожидание прихода Мессии является основой веры в сверхъестественное, веры в самого Бога.

Как говорит пророк Исаия: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64:4; 1 Ср. Кор. 2:9).

О втором пришествии Спасителя ясно и определённо говорится в Священном Писании.

Когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». (Мк.16:15-19; Деян.1:3-11).

Основоположник христианства апостол Павел в начале своей деятельности, видимо, действительно верил, что своими глазами увидит скорое возвращение Иисуса. «Сие говорим вам словом Господним, что вы живущие, оставшиеся до пришествия Господня…» (1Фес 4:15).

Впоследствии он учил, что человеку надо быть готовым к пришествию Господа, не страшиться испытаний и тягот.  «Терпение нужно вам, чтобы получить обещанное» (Евр 10:36). «О временах же и сроках (пришествия) нет нужды писать вам братия» (1Фес5:1).

 Павел разъясняет: «Не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания как-бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов. Да ни обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:2-4).

 

«Парусия» в Библии

Говоря о о будущем преображении мира, необходимо обратиться к понятию парусия.

Парусия (греч.παρουσία) — понятие христианского богословия, изначально обозначавшее как незримое присутствие Господа (Христа) в мире с момента его явления, так и пришествие его в мир в конце света.

Со временем термин парусия стал рассматриваться только в эсхатологическом плане, как обещанное пришествие Христа по окончании судьбы мира, в то время как мистическая составляющая термина была утрачена. По мнению ряда богословов, именно как «пришествие» трактуется парусия в новозаветных текстах на греческом языке (начиная с Мф.24:3).

Апостол Павел употребляет это слово в связи с буквальным видимым присутствием со времени своего прибытия в их среду. (2Кор. 10:10; 1Кор. 16:17; 2Кор. 7:6. 7; Фил. 1:26; 2:12).

Слово «парусия» здесь означает личное, буквальное посещение или присутствие.

В Новом Завете избегается определение времени парусин, ибо это зависит от власти и воли Божией.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один… Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час Госполь ваш приидет «(Мф 24, 36, 42; Мк 13, 32, 35).

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать прел Сына Человеческого» (Лк 21, 34-36).

В Деяниях также звучат слова Господа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» (Евр. 10:36-37).

Во Втором Послании Петра христианам прямо объясняется причина задержки пришествия Христа: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3-9).

Но второе пришествие Христа к нам будет совсем иным.  В первый раз Христос пришел на землю в образе раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп 2, 7), во второй же раз Он придет во славе и величии Своего Божества. По словам Ипполита Римского, «в Писании показаны два явления Господа и Спасителя нашего: одно — первое, которое было по плоти бесславным по причине уничижения Его… а другое Его явление будет во славе, когда Он придет с небес с силою Ангелов и славою Отчею».

В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха.

 Во второй же раз Он придет, как Царь, во всем Своем величии и внезапно: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27).

Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого (Крест) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 29-30) «и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира)», и будет Он судить всех людей, — всех нас — и праведных и грешных» (Мф. 25, 31-46).

По словам Спасителя, Его приходу будут предшествовать многочисленные явления лжехристов и лжепророков, которые будут выдавать себя за Христа и многих прельстят чудесами и знамениями (Мф 24, 5; 24, и; 24, 23-25; Мк 13, 5-7; 21-22; Лк 21, 8).

Парусия —  реальные события, которые должны совершиться   и в которых мы будем участвовать. Исполнение тайны спасения произойдет во Втором и славном пришествии Христовом, исповедуемом и ожидаемом каждым христианином.

 

Изменение и обновление мира

В Священном Писании возвращение Христа описывается следующим образом: «Ибо сие говорим вам Словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4:15-17). «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8).

Время перед кончиной мира трактуется как период социальных и стихийных бедствий, когда будут идти войны, восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф 24, 6-7; Мк 13, 7-8; Лк 21, 9-11).

Христиан будут ненавидеть за имя Христово, предавать на мучения и убивать (Мф 24, 9; Мк 13, 9, 11-13; Лк 21, 12-29). В то же время Слово Божие будет проповедано по всей Вселенной, во свидетельство всем народам .. (Мф 24, 14; Мк 1, 10). Но вместе с тем среди людей наступит крайнее развращение: уменьшение веры и любви к ближнему, умножение пороков и бедствий.

Антихрист — противник Христа —  явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но, с пришествием Христа, владычество Антихриста окончится ужасною гибелью, как его самого, так и его последователей и самого дьявола.

После этого наступит вечное Царство Христово.

Наступит время, когда весь мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром.  «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:10, 13).

Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: «Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51-53).

 

О Царстве Небесном

Согласно учению Православной Церкви, на Страшный Суд предстанут все без исключения люди — христиане и язычники, верующие и неверующие: «Пришествие Сына относится равно ко всем, и Он есть Судия и Разделитель верующих и неверующих, потому что верующие по своему желанию творят волю Его, и неверующие по своей же воле не приступают к Его учению».

 Уже в апостольских Посланиях присутствует мысль о том, что верующие во Христа будут судимы с особенной строгостью. По словам апостола Петра, время начаться суду с дома Божия (1 Пет 4,17), то есть с христианской Церкви. Именно к членам Церкви обращены грозные слова апостола Павла: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь…Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр 10, 26-31).

Относительно лиц, находящихся вне Церкви, то они, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим 2, 14-15).

Речь идет о том естественном нравственном законе, который вложен в человека Богом и который называется совестью.

По учению Иоанна Златоуста, «Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла»: разум и совесть помогают человеку делать правильный выбор. У ветхозаветных иудеев сверх разума и совести был еще закон Моисеев, у язычников же этого закона не было. Потому и удивительны добродетельные язычники, «что не имели нужды в законе, но обнаруживали все, свойственное закону, начертав в умах своих не буквы, а дела».

Согласно писаниям преподобных христианских подвижников  чем выше поднимается нравственное сознание, тем острее становится чувство нравственной ответственности, страх оскорбить Бога и сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. И столь же растет и упование на милость Божию.

Святые апостолы Церкви, ставили истину воскресения мертвых, выше всякого сомнения и показывали эту Истину в связи с воскресением Христовым: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 12-20). Святой апостол Павел указывает на явления и в видимой природе, которые убеждают нас в Истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35-44).

Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).

Удивительное и подлинное доказательство воскресения из мертвых представляет нам сама видимая природа и история человечества. Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет, оттуда вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Это явное свидетельство того, что Господь Бог в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении, созидает новое бытие. Точно так же обновится и человек. И новая жизнь возникнет из праха.

Так, тайна воскресения мертвых всегда находится перед нашими глазами. Она наглядно представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие к Богу.

Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.

Символ веры святых отцов Церкви, использует выражение: «чаю воскресения мертвых».

По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл, или отношение, которым может пользоваться каждый православный человек. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса «Ей, гряди. Господи Иисусе!» (Откр.22. 20).

С другой стороны, — объективный для мира факт: воскресение мертвых неизбежно свершится. Воскресение из мертвых — не просто упование, это абсолютная достоверность, обусловливающая веру христиан. «Я есмь воскресение и жизнь, — говорит Господь Марфе, — верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26).

 

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2000

Архим. Иоанн (Крестьянкин), Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души.Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1999

Еписк. Кассиан (Безобразов). Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. Париж, 2003.

Еписк. Сергиевский Василий (Осборн). Жизнь в будущем АиО № 4(22) 1999

Игум. Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие 2000

Прот.  Алексей Князев. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе АиО № 3(25) 2000

Прот.Серафим Слободской. Закон Божий. 2-е изд. Св.Троицкий Монастырь 1967 

Творения Святаго Отца Нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, т.7 Кн.1.Толкование на Св. Матфея   www.ccel.org

 

                                               Александр А. Соколовский

8 Comments

  • Павел

    Давай, давай – вот двигатель для многих,
    Не остановятся они ведь никогда,
    И превращает суета людей в убогих,
    Не нужных Богу и забытых навсегда.

  • Павел

    В сегодняшние дни надо быть особенно верным нашей вере, ибо «все богохульные умы, все богомерзкие народы со дна подняли царство тьмы во имя мира и свободы».

  • Мария

    Авва Дорофей рисовал круг. В центре круга — Бог. По линии круга — мы, люди. Как сблизиться нам? Каждому надо со своего места идти к центру, к Богу. Чем ближе будем к центру — к Богу — тем ближе будем и друг к другу

  • Сергей

    Убеждаюсь и убеждаюсь, что православие дает верующему радостную надежду на то. что тот никогда не исчезнет из этой Вселенной. Само ожидание есть уверенность в своей вечности.

  • Михаил

    Это очень хорошо, что будущее есть и оно ожидаемо. Ибо жутко предположить, что с уходом из обычной земной жизни ты исчезаешь совсем. Без веры — нет будущего, нет радости, а есть только мрак.

  • Степан

    Евангелие научает вере в Бога как вечном источнике и хранителе жизни верующего. Посему следовать Евангелию — означает следовать за самим Богом. Вот такие мысли после прочтения статьи.

  • Владимир

    Человек от рождения ожидает. И пожалуй самое важное его ожидание — это встреча с творцом. А она то и произойдёт достоверно так как в изложенном её описании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *