Среда, 11 декабря
Shadow

Об отношении к богатству

“Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть”

(Прит 11. 28).

 

Господь Иисус Христос, воплотившись и приняв человеческое естество, дал каждому из нас возможность спасения своей души. Но враг рода человеческого, желая лишить как можно большее количество людей Царствия Небесного, прилагает все усилия, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24. 24). И одним из наиболее серьезных и опасных искушений современности является желание наживы и обогащения. Сегодня, когда средства массовой информации делают из богачей настоящих идолов и кумиров, когда каждый имеет возможность увидеть «красивую жизнь», у современного человека может возникнуть желание быстрее, любыми правдами и неправдами получить как можно больший капитал. Но Господь, еще при Своей земной жизни предостерегал нас: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19. 23).

Вопрос о богатстве и его влиянии на спасение человеческой души волновал умы верующих с первых веков христианства. Уже в конце второго века александрийский пресвитер Климент поднимает его в своей «Беседе о том, какой богач спасется». Здесь он, вновь приводя в пример Евангельский рассказ о богатом юноше, говорит о том, что само по себе богатство нейтрально, и лишь наше неправильное отношение, пристрастие к нему может явиться препятствием на пути к вечной жизни. «Кто пристрастен к богатству, тот причиняет тысячу зол ближнему, а вместе с ним и себе самому», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Преподобный старец Макарий Оптинский, говоря о земном преуспеянии и его негативной роли в деле спасения души, также пишет: «Богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов». И все-таки, материальный достаток вовсе не является показателем внутреннего состояния человека. Святитель Иоанн Златоуст поучает нас: «Богатство, если его запирают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и поселишь в недра бедных, этот зверь становится овцою, предатель — защитником, подводный камень — пристанью». По этому поводу хотелось бы привести слова архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского): «Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство», т.е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. В Евангелии всячески подчеркивается непрочность, ненадежность такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенный на песке», и «богач, светло празднующий» свои дни и не понимающий, что его подстерегает внезапная смерть. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: «…ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3. 17)».

Но перед нашими глазами существует множество примеров того, как богатые, влиятельные и знатные люди достигали спасения и даже святости. Достаточно привести пример святых равноапостольных Константина и Елену, равноапостольного князя Владимира и княгиню Ольгу, благоверного князя Александра Невского и огромное количество других угодников Божиих, обладавших в своей земной жизни огромным богатством и благосостоянием. Святитель Николай Сербский как один из способов спасения богачей без полного отказа последних от своего капитала называет милостыню: «Продай все и раздай нищим. Нищие суть те, которым понадобится твое богатство не как украшение, не как бремя, не как господин, но как насущный хлеб, как облегчение жизни, как слуга и помощник. И все материальное богатство, которое ты раздал, вернется к тебе духовным. Взгляни, твоя душа полна нищих, и твое сердце, и твой ум. Все они получат нужное им богатство, когда ты избавишься от богатства, которое тебе не нужно». И именно об этом говорит в своей беседе Климент, пресвитер Александрийский: «Итак, нет необходимости бросать богатство, которое может быть употреблено на пользу ближних. Богатство есть не больше, как орудие, и зло или добро не в нем, а в том, как будем употреблять его. Если орудие употребляют с уменьем и как следует, то оно будет полезно: но в дурных руках оно может и вредить, хотя само и не виновато будет. То же должно сказать и о богатстве. Пользуйся им праведно — оно послужит к твоему оправданию; в противном же случае оно послужит к твоей погибели, ибо назначение его служить, а не властвовать. Если же богатство само по себе есть ни добро, ни зло, и не может подлежать никакой вине, то и порицать должно не богатство, а то, от чего зависит неправедное его употребление, т.е. человека, который, имея свободу и рассудок, может самовластно распоряжаться дарами Божиими. Кто добр в душе и рассудителен, тот и богатство употребит в добро и с пользою; а кто водится с безумными и греховными страстями, тот, во всяком случае, равно будет вредить себе и другим…»

Таким образом, мы должны четко осознать, что богатство земное есть ни что иное, как одно из средств, приводящих человека к Царствию Небесному, которое «ни моль, ни ржа не истребляют» (Мф 6. 20) и которое является конечной целью всей нашей земной жизни.

 

Использованная литература:

  1. Библия. — М., 1985.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Избранные поучения. — М., 2001.
  3. Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Избранное. — Н. Новгород, 1999.
  4. Николай (Велимирович), свт. Избранное. — М., 2007.
  5. Гомилетика. — Жировичи, 2007.
  6. Жемчуг Духовный. — СПб., 1999.
  7. Цветник Духовный. — М., 2002.

1 Comments

  • Духовно богатая и направленная статья. Осмыслить и понять.
    Принять своим не достойным умом весь смысл направленной мысли батюшки. Люди – вдумайтесь.
    Буду просить отца Павла, не смотря ни на что и далее вразумлять паству, данную ему Богом.
    Господи простите нас грешных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *