Воскресенье, 6 октября
Shadow

О житейской порядочности и христианской нравственности

Суждения по книге Святителя  Николая Сербского «Мысли о добре и зле»

О трех предметах не спеши рассуждать: 
 о Боге, пока не утвердишься в вере; 
 о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, 
 и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.
Cвятитель Николай Сербский

Часть 1

О степени нравственности

Сторонники разделения понятий веры и нравственности часто аргументируют это тем, что есть неверующие но высоконравственные люди.

Но обращаясь к этому вопросу, нам необходимо определиться с подходом, что мы понимаем под нравственностью.

Одно дело — говорить о порядочном гражданине, хорошем семьянине, человеке, примерном во всех отношениях. Но христианство понимает нравственность шире и гораздо глубже. Нравственный человек – не тот, кто не убивал, не воровал, не обманывал и т. д., но тот, кто об этих безнравственных вещах никогда и не задумывался. Если в человеке есть хоть одна такая мысль, то он, увы, по определению, не может быть высоконравственным.

Другой пример: человек может совершить массу нравственных поступков, но исключительно во имя удовлетворения своего тщеславия и гордости. Это тоже безнравственно с точки зрения христианства. Человек должен стремиться быть нравственным не для того, чтобы это было залогом прекрасного будущего в Раю, но единственно потому, что безнравственным он быть не может, как существо созданное Богом. Человек должен определять степень своей нравственности не в сравнении с людьми, которые его окружают, а в сравнении с высшим идеалом, с Богом. А единственной мотивацией поступков человека по отношению к Богу и ближнему может и должна быть только любовь.

О соотношении религии и нравственности

Тесная связь религии и нравственности объясняется их единой природой.

Именно: истинная религия имеет нравственный характер, и подлинная нравственность имеет религиозный характер. В религии есть элемент не только зависимости, но и свободы в отношении человека к Богу. И в нравственности есть элемент не только свободы, но и зависимости человека от воли Божией.

Но тем не менее, религия и нравственность составляют две особые области, и потому не должны быть отождествляемы.

Во-первых, в религии сильнее выражается зависимость и определяемость человека Богом и Его благодатными силами; в нравственности же больше места для самоопределения человека, и зависимость его от Бога посредственнее.

Во-вторых, в религии человек стремится к Богу; в нравственности же он стремится к угодной Богу деятельности в сфере своей собственной личности, ближних и видимого мира. Царство Божие созидается, с одной стороны, действиями Бога, а с другой — действиями человека. Действия Божии в созидании этого Царства выражаются через веру, а действия человека в этом созидании выражаются через нравственность.

Воля в христианине должна быть добровольно во всем послушной Богу. Человеческая воля христианина должна для себя черпать силу послушания в человеческой воли Христа. Ибо в каждом христианине «должны быть те же чувства и мысли, что и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).

О христианской нравственности

Господь Спаситель сказал: «Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» — все, потребное для жизни (Мф. 6:33). И по слову ап. Павла: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

Свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и как Искупителя нашего, называется нравственностью или нравственной жизнью, а ещё точнее — христианской нравственностью.

«Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной и превысшей силы», — говорит святитель Григорий Нисский.(1) То есть человек, созданный по образу Божию, предназначен к тому, чтобы как личность уподобить себя Богу.

Бог устроил нас таким образом, чтобы, развивая свои способности и внутренние качества, мы находили верную дорогу к Нему и приближались к уподоблению Его совершенству. Таковое развитие определяется исполнением норм особого закона, который Творец вложил в человеческую природу. Этим законом является нравственный закон. Потому апостол и говорит: «Без веры невозможно угодить Богу; всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровать, что Он есть и ищущему Его воздаст» (Евр. 11:6).

Вера в личного Бога или религия, составляют основание нравственности. Религия может быть уподоблена корню растения, а нравственность — стволу и ветвям. Но и религия не может быть истинной, если отрешится от нравственности..

Корень может оставаться живым только в том случае, если из него растут ствол и ветви; так и религия может быть здоровой лишь в том случае, если она постоянно проявляется в нравственной деятельности, в ней развивается и укрепляется.

«Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы. Но до тех пор, пока человек человеку — волк, будут волки.

Пока человек человеку — пиявка, будут пиявки. До тех пор, пока душа человеческая, привязанная к земному, ползет по земле, будут ползать по земле змеи.

Одним словом, до тех пор, пока человек будет умножать свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла: будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее. Следовательно, природа зависит от человека и в образах, и в содержании». (2)

О надежде и уповании на Бога.

Без веры в Бога нет духовного основания для нравственной жизни.

«Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога.

Пятый импульс — первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и – самоубийства»(3).

Вера – неотъемлемая часть человеческого бытия..

«Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда — как следствие — становятся ложными все человеческие отношения. Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами. Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью.

Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.

И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине. Так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи»(4)

Лишь в союзе с Богом возможна совершенная нравственная деятельность.

И всегда и всем верны слова «Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу»(5).

О нравственных христианских личностных качествах

В Себе, в Своей жизни, Господь выразил и показал для нас идеал христианской нравственности.

Мы же по немощи своей и совершив «хищение» достоинства и чести Божией (Фил. 2:6) пытаемся зачастую основывать свою жизнь лишь на своём «я». И тогда нравственность уходит далеко от своего идеала, состоящего в самоотверженной деятельности искренней любви. А с ложной любовью к самому себе неизбежно связана и ложная привязанность к миру и рабское ему подчинение.

Весьма назидательны нам слова «Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. … Плод гордости за свои заслуги — злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними — неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)»(6)

Сделав что-либо доброе сразу же необходимо забыть о содеянном. «Не записывай своих добрых дел: если запишешь, написанное быстро сотрется; если забудешь, они будут записаны в вечности». «Все, что примешь от людей во имя Божие, принесет тебе радость; все, что примешь от людей как вознаграждение, принесет тебе заботы». (6)

« Не записывай грехов соседа: если запишешь, половина ляжет на тебя. Забудь о них, и Господь предаст забвению твои согрешения». (7)

Каждый христианин должен помнить о величайшем преимуществе своего звания, о том, что нравственное совершенство, стяжаемое в Церкви — силой богооткровенного нравственного учения и силой особой благодатной помощи Божией — несравнимо со всеми попытками человека достичь нравственного идеала своими силами, на основе лишь естественной («общечеловеческой») нравственности. И нравственное чувство человека, не просвещенного благодатью Христовой, обыкновенно бывает замутнено и искажено вследствие первородного греха и личных грехов. Однако это никоим образом не должно приводить к отрицанию всякой ценности естественной морали, признанию ее непригодной даже для стремления к богопознанию и к достойной жизни.

Будучи духовно слабым, сам человек зачастую в своём тщеславии и старается предстать перед окружением и мудрым и достойным. Однако же : «Насколько выказываешь себя мудрым перед людьми, настолько безумен становишься перед собой. Чем больше гордишься своими мнимыми достоинствами перед другими, тем яснее видны твои немощи и пороки» (8)

Опять же человек никогда ни при каких обстоятельствах не должен унывать и печалится. .«Не печалься, что Господь попустил тебе болезнь. Вспомни, что Он попускал более тяжкие болезни тем, кто лучше тебя». (9)

О недопустимости лжи

Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: «Всякий человек лжив” (Рим. 3, 4).
Ложь по сути своей — сущность всякого греха, всякого зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы — никто бы не польстился бы на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны. Итак, отец лжи — дьявол (Ин. 8, 44).

«С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение». (10)

Раскол и разногласие между Богом и человеком вносит грех. Избавляясь от греха, мы становимся «чадами послушания Богу»: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или (рабы) греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16)

Если нас побуждают делать что-либо согласное с Божьими заповедями или же направленное к их исполнению, то этому надлежит следовать. Когда нам повелевают делать нечто противное заповедям, что искажает или порочит их, на это надобно отвечать так же, как в свое время апостолы ответствовали архиереям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам…» (Деян. 5, 29).
Александр А. Соколовский

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *