Среда, 11 декабря
Shadow

О житейской порядочности и христианской нравственности (часть 2)

Очищение от зла

При свете веры в Бога определения добра и зла становятся четкими как в целом, так и в каждом конкретном случае. Например, добром вообще можно назвать все то, что поддерживает жизнь личности, семьи, общества. Доброта, милосердие, сострадательность, верность, постоянство, целомудрие, терпение, трудолюбие, воздержание, жертвенность, смирение, покаяние – вот оно, нравственное добро!

Злом можно назвать все то, что разоряет жизнь личности, семьи, общества. Гордость, самоуверенность, себялюбие, жестокость, разврат, ложь, лень – вот зло. Понятия эти неизменны и безусловны, их нельзя подчинить соображениям пользы. Пророк Моисей, умирая, упрашивал окружающих его людей: «…жизнь и смерть предложил я тебе .. благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30,19). То есть избери добро, чтобы жил ты и дети твои.

«Зло» – не пустое слово, не отвлеченное понятие, не «результат субъективной оценки». Зло – прежде всего – душевная склонность человека, присущая каждому из нас. Зло стремится усыпить бдительность совести, порядочности, нравственности, справедливости, ослабить силу стыда и отвращения, привить равнодушие.

Но мудрый святой Николай Сербский научает нас всячески противиться этому. «Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека».(11)

Решительно борясь со всякими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не следует бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно — по любви к истине. «Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит. Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет. Человек боится того, кто знает его грехи. За страхом приходит ненависть. Когда человек понимает, что грех его кому-то известен, его душу наполняет страх, страх быстро перерастает в ненависть. А ненависть ослепляет. То же происходит в душе человека, который знает свой грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И тогда человека охватывает страх перед Богом, страх перетекает в ненависть, от которой душа человека слепнет. Ослепленный ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным ему, — к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству».(12)

Нравственный закон жизни

Богоустановленный нравственный закон регулирует внутреннюю жизнь человека..

Закон учит нас тому, как мы должны поступать, чтобы не разрушать целостность своей жизни, не вносить дисгармонию во взаимоотношения духовного и физического начал. Если человек в своей личной, семейной, общественной, профессиональной жизни и любой другой деятельности этот закон соблюдает, то он идет верным путем, развивая и совершенствуя самого себя.

Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием всех людей.

Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие.

Нарушая законы физического нашего бытия и нанося ущерб организму, мы испытываем боль. То же происходит и в случае, когда мы нарушаем нравственный закон. Нам делается больно, и мы страдаем. Иначе говоря, когда мы поступаем против нравственного закона, то обрекаем себя на страдания, ибо разрушаем внутреннюю гармонию, которой Бог благословил человеческую природу. «Наша разлученность с Богом умножает любовь Божию к нам. Когда мы чувствуем это, нас, как раскаленное железо, жжет стыд и мы спешим вернуться к Нему быстрее, чем бежали от Него. И возвращаемся с большей любовью. История большинства человеческих душ — это чередование временного бегства и спешного возвращения к Богу» (13)

С состоянием нравственности в обществе связаны и природные явления.

«В зависимости от прилива и отлива в нравственной жизни человека и природа являет свои приливы и отливы в образах добра и зла. В периоды высокой морали людей и природа испытывает прилив добра и отлив зла. И, наоборот, во времена безверия и безнравственности людей природа испытывает приливы в образах зла и отливы в образах добра. Тучи саранчи не появляются, когда хотят; болезни, эпидемии, засуха подчиняются этому же закону. Следовательно, природа зависит от человека и в образах, и в содержании.». (14)

«По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья. Этот опыт народ выразил в таких словах: какова вера, такова и мера».(15)

Нравственнось верующего и неверующего

Христианская любовь приобретает свой настоящий смысл и свою настоящую чистоту только тогда, когда она одухотворяется в своём направлении и избрании. Только признавший свою сотворённость Богом, будет видеть в других и образ и подобие Божье, своих братьев, а не врагов. Только он признает Величие человека и преклонится пред его Свободой, как богоданной. Только он может согласиться с тем, что всякая человеческая душа в глазах Бога — драгоценнее всего мира, всех этих дворцов, золотых запасов и прочей житейской мишуры.

По определению святителя Николая Сербского у человека присутствует две морали

«Мораль долга — мораль слуги и раба. Мораль любви — мораль человека. Слово «долг» оскорбительно для любви. Любовь не должна ничего. Любовь отдает все. Незнание долга — вот единственное незнание любви. Любовь дарит, долг одалживает. Любовь простирает свою мысль над границами вселенной, потому кажется, что любовь безрассудна. Долг ограничивает свою мысль предметами и событиями, потому кажется, что долг разумен.

Дела любви превосходят границы времени, потому кажется, что любовь пассивна. Долг ограничивает свои дела событиями и ситуациями, потому кажется, что долг созидателен.

Любовь стоит выше разделения на добро и зло. Долг — неутомимое разграничение добра и зла» (16)

«Доброта прозорлива и видит глубокие причины. Злоба смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин. Злоба и птица знают, что для того, чтобы пошел дождь, нужна туча. Доброта видит, что все в руке Божией. Злоба и осел видят, что для роста кукурузы нужен навоз. Доброта знает, что на все — воля Божия».(17)

Добро — одухотворенная любовь, зло — противодуховная вражда. Добро по самой природе своей религиозно — поскольку оно состоит в преданности божественному. Зло по самому естеству своему противорелигиозно, ибо оно состоит в слепой, разлагающей отвращённости от божественного..

«Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному.» (18)

Нравственная жизнь неверующего человека не лучше и не хуже христианской жизни по Евангелию. Просто у них совершенно разные цели и задачи, отличающиеся друг от друга до такой степени, что любое их сопоставление попросту теряет смысл.

Дело в том, что нравственность упорядочивает отношения между людьми, а христианство — приводит человека к Богу. И если заповеди Евангелия могут регулировать общественные отношения (о чем свидетельствует вся история христианской цивилизации), то никакая, даже самая высокая нравственность не сможет привести ко Христу человека, который полностью удовлетворен своей праведностью. И

у христиан жизнь по заповедям имеет принципиально иной смысл. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи(19). А святитель Игнатий Брянчанинов описывает в своих письмах оценку христианскими подвижниками своих подвигов и добродетелей следующим образом: «Подвижник, только что начнет исполнять их, как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто… Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества… Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их»(20)

Христианская любовь – путь к Богу

Господь провозгласил «возлюби ближнего твоего, как самого себя“ иной большей сих заповеди нет». (Мк.22,31) «На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки«(Мф.22,40).

Любовь к себе подразумевает и любовь к ближнему, и любовь к Богу. Не может быть любви к себе, к своей душе без любви к Богу и ближнему. И не может быть любви к Богу, если человек себя ненавидит.

Любовь — прежде всего, жертвенная. Она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается (1Кор.13,4-8).

Только по-настоящему верующий человек, только тот, кто действительно благодарен Господу и любит Его, может смириться настолько, чтобы принять ближнего — таким, каков этот ближний в реальности, а не таким, каким он, с точки зрения этого человека, должен быть. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13,1-3).

Христианская любовь к ближнему не есть простое внимание к другому, она не есть просто благотворительность. Любовь — это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас.

Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя ближних и всех братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5−10; 1 Кор. 12:12−27).

«Все то, что мешает нам проявить любовь и укрепиться в ней, становится препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению. Когда любовь оскудевает, обязанность заменяет ее. Когда обязанность ослабевает, закон заменяет ее.

Когда мать горит любовью к своему ребенку, она делает больше, чем предполагают обязанность и закон. Когда материнская любовь к ребенку остынет, мать лишь исполняет свою обязанность, то есть делает меньше, чем любовь может, но больше, чем закон предполагает. Когда мать невзлюбит своего ребенка, она делает лишь то, что должна делать по закону, то есть меньше, чем любовь может и обязанность предполагает.

Любовь приходит от Бога через душу. Обязанность приходит от души через разум.

Закон приходит от разума через слова. Кто признает законы как сумму всей нравственности, тот познает лишь обложку книги о нравственности. Кто признает обязанности как сумму нравственности, тот видит и читает лишь буквы в книге о нравственности. А кто признает любовь как сумму нравственности, тот видит, читает и познает дух и осуществление нравственности»(21)

Много и мало

Каждый христианин должен помнить о подлинном преимуществе своего звания, о том, что нравственное совершенство, стяжаемое в Церкви — не только силой богооткровенного нравственного учения, но и силой особой благодатной помощи Божией — несравнимо со всеми попытками человека достичь нравственного идеала своими силами, на основе лишь естественной («общечеловеческой») нравственности. Он должен знать, что нравственное чувство человека, не просвещенного благодатью Христовой, как правило, бывает замутнено и искажено вследствие первородного греха и личных грехов.

Однако это не должно приводить к отрицанию всякой ценности естественной морали, признанию ее непригодной даже для стремления к богопознанию и к достойной жизни. Наша вероисповедная твердость тем более не должна приводить к весьма распространенному сегодня мнению, что всякое проявление нравственных чувств, мыслей, побуждений и поступков, существующее за границами Церкви, есть ложь, обман, иллюзия и в конечном итоге чуть ли не действие врага рода человеческого.

Человек в своих чаяниях и действиях зачастую не удовлетворяется имеющимся и, находясь в поиске, может просто запутаться. Ибо «Кому недостаточно малого добра, тот верит в большее добро и ищет его. Кому мало большего добра, тот верит в великое добро и ищет его. Кому и того мало, не верит в добро и не ищет добра. Кому мало низшей морали, тот верит в высшую и ищет ее. Кому и ее мало, ищет еще более высокой морали.

Кому мало самой высокой морали, тот не ищет никакой морали. Кому мало светлого лица истины, ищет большего света. Кому мало большого света, ищет еще большего. Кому мало самого светлого лика истины, не верит в истину и не ищет никакой истины.

Этим объясняется то, что между теми, кто принял христианство, иногда безнравственных людей и безбожников больше, чем среди нехристиан, которые, не имея всего, не лишились всего» (22)

Все нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались и не рассматриваются как стремление научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Они всегда заключали в себе цель руководства к личному нравственному совершенству, спасению и обожению.

Господь Сам о Себе сказал ясно и просто, как власть имеющий открывать человеку Истину: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Иоан. 14, 6). Эти слова Христа и должен положить в основу всей свой жизни и деятельности христианин.

Вера в истинность этих слов и есть основа христианской жизни, которая называется «Жизнь во Христе».

Нравственные христианские нормы . даны человеку для спасения его от греха, зла, страдания и смерти, и введения его в Царство Небесное.

Каждому на своем месте нужно честно трудиться, соблюдать духовно-нравственные нормы. И чем больше будет таких людей, которые стараются жить по Законам, установленным Творцом, тем больше будет порядка, радости и счастья.

Определяя норму нравственной жизни христианина, еп. Феофан Затворник говорит так: «Исполняй волю Божию, чтобы быть в общении с Богом, или: пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли. Это правило изрекается непрерывно во всем пространстве Слова Божия и исполнение его поставляется источником всех благ, а неисполнение — всех зол»(23).

Если же «… Христос становится орудием земной политики, средством для получения земных богатств и славы, Он перестает быть Орудием спасения»(24)

Или говоря иными словами, если кто именем Христа пытается добиться земных благ, то Господь лишает того Своих высших небесных благ.

Ссылки

1. О предназначении человека и нравственном законе arhiv.smoleparh.ru/slovo/cap10.ht

2. Свят. Николай Сербский Мысли о добре и зле azbyka.ru

3-18 там же

19. А.И.Осипов Ищущему спасения psylib.org.ua/books/_osipa01.htm

20. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Избр. письма…hesychia.narod.ru/ign_bryanch_let.htm

21-22- Свят. Николай Сербский Мысли о добре и зле azbyka.ru

23. Проф. И. М. Андреевский Норма нравственной христианской жизни azbyka.ru

24. Свят. Николай Сербский Мысли о добре и зле azbyka.ru

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *