Понедельник, 6 мая
Shadow

О ядовитости зависти

человеческий грехЗависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет.

Блаженный Августин

 

Мучительная страсть

 

Святые отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. Каждая из страстей (гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев, зависть) начинается с греховных помыслов. Возникший помысел начинает проявляться в человеке и развиваться.

Одним из гнусных людских пороков является зависть. Зависть – c одной стороны чувство повседневное, а с другой алогичное. Святитель Тихон Задонский писал о ней: «Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит, купно и мучится».

Все грехи предполагают личную выгоду или получение какого-либо удовольствия. Зависть же желает добра не для себя, но зла для ближнего и извращение естества человеческого происходит от сатанинской зависти Зависть — это порождение собственной нереализованной алчности.

Св. Исаак Сирин пишет «Обретый зависть обреете с нею диавола». Человек одержимый завистью не способен к богоугодной жизни, в его сердце отсутствует любовь к Богу и к ближним, его душу разъедает зависть.

По словам Иоана Богослова «… не любяй брата своего, в смерти пребывает» (1 Ин.3,14).

Человек завистливый лишается Божьего разума. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это дьявольское состояние души, лишающее человека добродетели. Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человека, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая.

Именно зависть побудила Каина убить брата своего Авеля. «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:3-5, 8-10).

Зависть окружала Иисуса Христа, следовала за Ним в течение всего времени Его пребывания на земле. Когда Иисус родился в Вифлееме и волхвы, придя к Ироду, спросили его, где родившийся Царь иудейский, первой мыслью Ирода было: «А не посягнет ли Он на царство?» И Ирод убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже. Но и тут побеждает Бог, потому что в конечном итоге убитые младенцы стали мучениками за Христа и пошли прямым путем в Царство Небесное. Сам же Христос был сохранен божественным действием для Своего служения.

Когда Христос начал впервые проповедовать авторитет фарисеев и книжников стал падать. Они учили людей тому, как нужно соблюдать традиции и предания старцев, а Он говорил, что главное — поклоняться и чтить Бога в сердце своём. Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отступают. И у фарисеев, и у книжников возникла зависть против Иисуса. Они поняли, что, пока Он жив, их учение не будет иметь силы. И они принимают решение —  предать Его смерти.

 

Дурман зависти

 

Зависть по сути своей —  печаль о благополучии ближнего. Завистливый постоянно пребывает в грехе. Так как он не желает видеть ближнего в благополучии Зависть не дает развиваться разуму, возбуждает самые низменные мысли и действия и отказывает душе в свободе выбора, идя по пятам за предметом вожделения. Зависть приносит печаль своему носителю. Причиной развития зависти являются личные качества человека: эгоизм, себялюбие, тщеславие, честолюбие.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть — это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения.

Завышенный уровень притязаний человека, которые не осуществились, всегда оставляют в душе чувство неудовлетворенности, печали, горечи, досады. А печаль приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения.

Cвященномученик Киприан Карфагенский писал   «И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца — ревновать доблесть или счастье другого, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии…… И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно».

Зависть одурманивает человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то земными благами является другой человек. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место принадлежит только ему. Однако, на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал: духовный, профессиональный, человеческий. В каждом человеке есть свои отличия и всегда у себя можно найти то что отличает именно тебя. И завидовать никак другому не надо. И если мы не реализуем себя по каким-то причинам, то причины эти прежде всего в нас самих, а не в других людях

Свт. Иоанн Златоуст утверждает: «Завистник почитает чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием. Не столько бедный огорчается своею бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего; что может быть гнуснее сего?»

Мудрый Соломон называет зависть гнилью для костей (Пр. 14:30). Кости, пораженные гнилью, болят, легко ломаются от нагрузки. Такими же больными в нравственном отношении делает людей зависть

 Зависть проявляет в человеке неблагодарность к Богу и гордость. Святой апостол Иаков говорит «Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак3, 16). Из-за возникшей в прошлом, но неискоренённой зависти люди теряют и отказываются от многолетней дружбы. Зависть порождает неприязнь между людьми.

Завистливый человек не может быть благословенным.

 

О собственном умалении

 

Мы все время забываем евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто не происходит случайно. Ещё Паскаль. сказал, что «случай —  это псевдоним, под которым Бог действует в мире».

Мы верим в нашу вечную жизнь, ибо как говорил Данте: «Я утверждаю, что из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное — это верить, что после этой жизни не будет другой».

По итогам своей земной жизни завистник может оказаться в аду и вот там мукой для него (одним из мытарств) будет вновь ненавистная зависть, поскольку он будет видеть блага праведников и их радость. Сам же будет в состоянии муки и от этого страдать ещё сильнее, поскольку «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8,12).

Каждый человек должен оценивать себя реально в этой жизни и знать своё место. Зачастую мы переоцениваем себя, свои силы, свои возможности.

Иоанн Креститель, несмотря на то, что его подталкивали, чтобы он завидовал Христу, знал свою миссию: он знал, что призван «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его» (Мк. 1:2), то есть подготовить людей к пришествию Христа. И когда Христос пришел, он с радостью сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Вот пример для каждого из нас.

Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть. В этой борьбе важно осознать и признать свою греховность.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником». Эта истина и является главной.

Господь сам знает, что человеку полезно.  Господь всегда даст то и тогда, что и когда нужно человеку.

Из Евангелие, видно, что мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а книжники и фарисеи — нет. Они были погружены не в грубые греховные удовольствия, а более тонкие грехи, что еще страшнее. Благо человеку если он желает избавиться от своей страсти «зависти». И Христос указывает нам дорогу по которой надо идти, дабы избавиться от порока. Искреннее раскаяние, сознание своей немощи, правдивость, покаяние, мужество и понуждение не действовать по влечению страстей —  вот лекарство.

Осознание того, что каждый человек является чадом Божиим, со своими особенностями, со своими отличиями от других, помогает нам испытывать чувство уважения к другим людям. А от уважения уже близок путь к тому, чтобы почувствовать и любовь в сердце. Зависть никогда не дает человеку полюбить другого, а значит, зависть —  самое страшное препятствие для осуществления главной Божественной заповеди о любви к Богу и ближним (см. Мф. 22:35-40).

Святитель Феофан говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет».

Чтобы понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти грехи. Нужна исповедь и Причастие.

Если бы не было зависти, то тишина и спокойствие, мир и благоденствие окружали бы нас. Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием, видеть счастье брата было бы нашим счастьем.

Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем желает добра. Но где зависть, там неустройство, там все худое. Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели. Лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании — вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими — вот свойства зависти. Много зла и вреда приносит зависть человеческому обществу, стараясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними.

Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». (Ин. 14:6) Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели.

Всё, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое, а потому не может являться предметом зависти. Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные, а все остальное: здоровье, богатство, почести — это тленное, временное и не должно рождать зависти.

 

Библиография

Архимандрит Кирилл (Павлов) О зависти lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/ki

Патриарх Кирилл: Справиться с завистью можно, признав уникальность каждого человека в Божием замысле 20 марта, 2013  pravmir.ru/z

Епископ Иларион (Алфеев). «Вы — свет миру!». М., 2001.

Протоиерей Валериан Кречетов Зависть pravmir.ru/

Проповеди О зависти lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/ki.

 «Как бороться с завистью?» Патриархия. ру

Преподобный Нил Сорский «О восьми главных страстях» hesychasm.ru/library/nilsor1/tx.

 

Александр А. Соколовский

7 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *