«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:16; 22:14).
Притчу эту все хорошо знают.
Некий господин решил устроить у себя званый ужин.
И призвал на него многих званых и именитых гостей. Когда же все было готово к этому пиру, его важные гости стали говорить ему: «Извини, не могу прийти.
Накопилось столько дел, что некогда». Один сказал, что купил себе землю, другой сказал, что купил себе пять пар волов, и тоже ему некогда, третий сказал: «Да я вот только женился, и рад бы прийти, но никак не могу оторваться от молодой жены. Так что как-нибудь в другой раз». Тогда сказал господин своим слугам: «Я их позвал, но им было некогда. Пойдите на распутье дорог, и насобирайте самого разного люда: нищих, увечных, хромых и слепых и пусть наполнится дом мой пирующими. Говорю вам, что никто из тех, званых, не попирует так, как эти. Ибо много званых, но мало избранных». (Лк 14,16-24)
Услышать Зов
Эта притча прямо всегда актуальна и прямо относится к нам.
Господин дома, сотворивший великий пир — это Господь, Отец наш Небесный, Который сравнивается с человеком как Человеколюбец. Вечеря, которую приуготовил нам Господь, есть благодатное Царство Божие, а также Церковь Божия на земле, которая приуготовляет верующих к великой вечере в Царстве славы, то есть Царстве Небесном. Слуги, которых посылает Господь, — это ангелы, пророки, апостолы, учителя церкви, пастыри, проповедники Слова Божия, служители Церкви Христовой. Также под слугой Господа подразумевается Божественное учение, которое ведет нас ко спасению. Приготовление к этому пиру подразумевает духовные таинства — покаяние и отпущение грехов и все, что нужно для нашего спасения. Званные — это все люди. Ужин — это молитва в храме, Тайная вечеря, Литургия.
Почти каждый день, в каждое воскресенье и в каждый праздник зовут нас на молитву открытые двери храма.
Кто слышит этот зов? Кто на него откликается?
В Евангелии говорится, что те, ради кого закололи тельцов упитанных и кого Господин пригласил на пир – не захотели прийти, потому что первый приобрел землю и надо было ее осмотреть, второй купил волов и надо было их испытать, а другой женился… Так человек порабощается житейскими заботами и удовольствиями, забывая, что все, что он имеет, дано свыше и является поводом благодарить Бога. Но человек отказывается разделить радость с Господом, «Имей меня отреченна» – отвечает каждый из званых.
Так и у нас: у одного — хозяйство, надо сходить в магазин; у другого работа, надо заработать деньги; у третьего — просто хочется поспать и посидеть дома. И так все отказываются: сегодня, завтра, послезавтра… пока не умрет человек, и тогда только везут его иногда в храм Божий. Но не может он уже приступить к трапезе Господней.
Господь наш Иисус Христос Своей крестной смертью приуготовил нам пир веры, вечности и любви. Он взамен ничего от нас не требует, кроме того, чтобы мы пришли к Нему, то есть уверовали в Евангелие, жили по Его заповедям и наставлению в живой вере, совершая добрые дела, живя в самоотвержении и добровольном несении Креста.
Господь зовет всех на трапезу, но люди не идут. Не Господу нужна эта трапеза, а каждому из нас для поддержания огонька жизни духовной.
Званые – это все христиане, ибо Церковь – общество званых, само слово Церковь от глагола звать, созывать, т.е. званых на вечерю Царствия Небесного.
Причины, по которым многие современные христиане не идут за Христом, они как бы универсальны для разных времен: это материальное богатство — поле, земные заботы, работа – волы, чувственные наслаждения – брак. Ради всего этого мы часто забываем о Боге и вечности, потакаем своим страстям, пренебрегаем церковными Таинствами.
Господь зовет на радость брачного пира всех нас как самых близких Своих. Мы, христиане, призваны Господом на Великую вечерю через Святое Крещение и Причащение Тела и Крови Христовой. Нам остается только откликнуться на призыв Его бесконечной жертвенной любви, добрыми делами и исполнением заповедей проявить живую веру, терпение и мужество в несении своего креста.
И какая обида Устроителю пира, когда мы, неблагодарные, под разными предлогами начинаем отрицаться, может быть, не на словах, но своими делами и маловерием, своим нераскаянием в грехах, своей привязанностью к тленным земным благам и ублажением многострастной своей плоти.
А ведь без покаяния, без исправления сердца и греховной жизни невозможно войти на Вечерю Божию. Ибо покаяние очищает душу и совесть, одевает их как бы в светлую брачную одежду, в которой только можно быть на Вечере.
Сказано будет всякому нераскаявшемуся: «Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды (то есть чистоты душевной)? И, связав руки и ноги, выбросят его вон, во тьму кромешную» (Мф.22, 12).
Мы не должны отдавать свою душу миру, в котором мы живем. Мы не должны оказаться в рабстве внешних обстоятельств. Как замечательно говорит об этом святой Иоанн Златоуст, если человек не поглощен полностью земными благами, то у него остается возможность жить иными ценностями; в противном случае он лишается вечных благ, а земные блага не может беспорочно использовать — даже то, что дает мир, используется с пороком, с грехом.
Но почему же «мало избранных»?
Господь зовет всех. И состоявшихся, и несостоявшихся по разным причинам, всех, кого только найдут. Он даже «понуждает» прийти. И никто из откликнувшихся Богом не отринут. И потому слова: «много званных, но мало избранных» означают, что званы все, а избраны только те, кто услышал зов Божий и ответил на него.
Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало тех, кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки.
Избран ли ты – это от тебя зависит, потому что ты позван. У тебя есть время откликнуться на Зов.
Но помни: «Когда будешь зван, не садись на первое место что бы тебя не согнали, а садись на последние чтобы тебя заметили и отметили, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет а унижающий себя возвысится» (Лк14,8-10)
Счастливы избравшие тесный путь в Царство Небесное! Может, они живут порой в бедности и безызвестности, может, их не замечают даже близкие или обижают их, вынуждая проливать слезы, может быть, их поносят и презирают; но Господь видит их терпение, хранит и любит их, ибо они усердно исполняют Его заповеди, то есть свое земное предназначение.
Таким Господь посылает безболезненную, мирную, непостыдную кончину и по смерти подает им добрый ответ на Своем суде и вечную блаженную жизнь.
О следовании за Господом Иисусом Христом
Бог нам нужен в жизни. Господь Своим Рождеством разрушил ту стену, которая отделяла нас от Бога, Мы не можем жить без Бога, без Его теплоты. Христос Своей природой исцелил нашу природу, сделал нас способными приближаться к Богу, чтобы мы могли жить в Его свете. И Он зовет нас, бедных в своей слабой вере и решимости, войти с Ним в Радость Его мира. Он зовет нас, живя в миру, стать «не от мира», отречься от его скверны, победить его похоти и холод суеты превозмочь теплотою веры, добродетелей и молитвы.
Вера — это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит, как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.
В современном же обществе разного рода «проповедники» зовут идти за ними человеческими путями.
Но Господь Иисус Христос не ходит человеческими путями, и потому звать христиан на человеческие пути бессмысленно; поэтому те верующие, которые идут человеческими путями, не могут пойти за Христом.
«…Тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13. 25).
Мы же, живущие мирскими заботами, станем говорить: «…мы ели и пили пред Тобою (т.е. всё делали с именем Божиим), и на улицах наших учил Ты». Но Господь скажет нам: «…говорю вам, не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». (Лк 13. 26-27).
А причина в том, что люди идут удобными, человеческими путями, избегая тернистого пути Христа.
Идя человеческими путями, люди ничего духовного не достигают, хотя им очень многое на земле и обещается.
Нет у человека надобности привязываться к миру и мирским благам, не должен он слишком скорбеть о потере материального имущества. Ибо дана нам евангельская заповедь искать, прежде всего, Царствия Божия, необходимые же земные блага Господь нам даст. Печалиться и скорбеть мы должны о своих грехах, об удалении от Бога и от христианского совершенства. Ибо такая печаль, по слову апостола, является источником неизменяемого, постоянно действующего покаяния, которое нас освящает, освобождает от греха и приводит на небо.
Верующий человек становится проводником Божией благодати, источником жизни для всего сотворенного мира, для каждого человека. «…Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью…» (1Фес 5. 5-7).
Знать и исполнять заповеди Божии — не тяжкая обязанность христианина, а великий дар Божий всему человечеству, ведь это единственный путь, дающий жизнь.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин 15. 14).
Александр А. Соколовский
А действительно, жизненно пойти на Пир Господа. Не уклониться, а принять и согласиться разделить Трапезу!
Читаешь и душевно радуешься! Но ведь все привязываемся к этим благам земным. И забываем, что по делам и мыслям своим отвечать придётся каждому — не взирая на статус и ранг. Вспомни об этом всякий!
Мы слышим кого угодно, но только не Бога. Поклоняемся земным идолам, а к Богу обращаемся только по нужде. Греховность во всём. Но Господь всемилостив и никогда не поздно опомниться.
Вообще в этой жизни сегодняшней полный каллапс. Но Вера, Церковь, Богослужение -нас поддерживают и воодушевляют. Будем всгда и во всём уповать на Бога и его милость.
На працягу стагоддзяў прарокі прадказвалі Божае збаўленне, але яно стала магчыма толькі з нараджэннем Дзіцяці.
Сегодня много примкнувших к Церкви, но никак не являющихся православными по определению ни образом жизни, ни тем более мыслей. Спаси Господи Церковь и нас от таковых.