Четверг, 2 мая
Shadow

О личных компромиссах и спасении души

Кто с Богом, тот глядит светло вперёд и есть уже в настоящем творец блистающего будущего.

Н.В. Гоголь

 

Предназначение человека

Святитель Феофан Затворник писал: «Говорят иногда: «Бог создал человека для общества». Мысль эту надо немножко поправить: человек создан для общения с Богом; в этом главная его цель.  Потому-то, когда человек отпал от Бога – Единородный Сын Божий благоволил снизойти на землю, чтобы опять воссоединить его с Богом. Так значительно и необходимо это общение.»

Человек, не знающий Бога руководствуется мирскими законами.

Однако же, есть и другие законы —  законы духовные, которые главенствуют в этом мире, но которыми, к сожалению, мы, люди, пренебрегаем.

Увы, людям приятно себя обманывать, они легко подстраиваются   под ситуацию и равнодушно принимают навязанные правила. И многие предпочитают «смиряться» и «терпеть», пока не подвергаются одной общей болезни: думать одно, говорить другое, а делать совершенно противоположное. В итоге люди постепенно начинают верить в свою собственную ложь, жить с нею. А это уже является свидетельством страшной, ведущей к гибели души болезни. Особенно опасно, когда такой самообман происходит в духовной жизни.

Однако, не все дороги ведут к смерти. Есть одна узкая тропа и она ведет к жизни и освобождению. Ее нам показали и указали святые отцы

Св. Симеон говорит: «Душа подчинившая себя дьяволу не может ничего сделать… но призывать имя Иисусово – может».

Однако же, может ли человек, утопающий в сытости осознать свое «бедственное положение»? И будет ли он призывать на помощь Спасителя?

«Нормальным» и «благополучным» людям Спаситель, в принципе, не нужен. Чего их спасать, если им и так неплохо живется?

И как тут не подумать: «Страшно не то, когда человек падает, а то, когда он не поднимается».

Человек гибнет не тогда, когда он голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духовно и выбирает зло, сам того не сознавая. Хотя осознать в чем заключается подлинное зло и подлинное добро – задача посильная для каждого.

Св. Иоанн Златоуст указывает: «Даже не занимая учительского места отверзайте уста в защиту истины и против нечестия, ибо молчанием предается Бог».

 

Самообман

Отец лжи, как известно, дьявол. Имена его служителей – это имена тех, кто научился себя обманывать.

Результат налицо: люди уже не могут отличить истину от полуправды, не знают, что хорошо или плохо, что лучше выбрать, так как просто привыкли верить своему желанию и своим потребностям. Проверка истинности выбранного пути или действия заключается в простом доверии своему вкусу т. е. просто-напросто нравится мне это или нет? И прочь всякие сомнения, иначе я потеряю внутреннее равновесие, уверенность в себе, которые нужны мне для нормального самочувствия.

Человек считает, что находит себя и теряет Бога в себе и даже саму дорогу к Богу.

Что же плохого в моем невинном желании пожить только собой и для себя?

Неужели из-за этого я попаду в ад?

Это несправедливо!

Вот обычный бунт природы, хотящей жить для себя, бунт против личности, хотящей жить для Бога.

Дьявол научил нас отождествлять себя с плотью, а не с духом. И этого вполне достаточно для нашей гибели. Он создал целую науку, как обмануть себя так, чтобы ложь была похожа на правду.  Люди ищут «естественного» добра, но находят лукавое зло, скрывающееся под видом добра, и так обманываются.

Свобода – это тяжелый крест и душа наша бунтует, не вынося его тяжести.

Но ведь наше полусознательное состояние, граничащее со сном, это и есть снятие половины той ответственности за грех, которая могла бы быть при полной осознанности нашего отступления, нежелания Бога и Его «постоянного  вездеприсутствия».

 Жизнь моего тела, желаниями которого я живу, мешает мне осознать близость Божию ко мне, создает иллюзию удовлетворенности моим безбожным состоянием. В этом мой выбор: хочу ли я жить сам по себе, как будто я имею источник бытия в себе самом, или мне необходимо искать его в Боге? Бог не нуждается в моем бытии, почему же я должен зависеть от Него и исполнять Его желания?

 Людям нравится себя обманывать, они вынуждены это делать, ибо преждевременная правда о себе повергла бы их в отчаяние.

Для гордого человека осознание своей ничтожности – окончательная катастрофа.

Желающие жить для себя и исполнять свою волю создали себе облегченное, мирское христианство, извратили и успокоили свою совесть для «облегчения» жизни.

Говорят, какое мне дело до действительности, раз я счастлив? Они добиваются тихого счастья слабосильных существ, которым позволено грешить.

Но за гробом они обретают духовную смерть и гибель.  Казалось бы, жестоко для слабых и безобидных людей?

Но Бог ничего не предпринимает без нашего соизволения.

Чтобы не думать о том, что земная жизнь скоро закончится, придумываются различные способы. Самый распространенный – своего рода коллективное безумие – жить как все. Для этого искусственно поддерживается гордость житейская, что значит жить в постоянном успехе, победе, в стремлении «улучшать» свою жизнь до бесконечности.

Некоторым помогает забыться также сознание принадлежности к какой-либо человеческой общности, группе.  И пока человек будет занят самоутверждением в этом мире, ему кажется, что для него не опасны мысли о конечности всего земного.

 

Предложение о спасении для нас уже и всегда есть

Мирским людям естественно всегда себя иметь в виду, а духовный человек все, что ни делает – делает единственно ради Господа.

Нам естественно пользоваться свободой по своему усмотрению, ни в чем себя не стесняя и никому не подчиняя, а благодать с радостью подчиняет себя всякому человеку, ради Господа. Людям приятно, когда их уважают и возвышают, а духовный человек относит к Господу всякую честь и славу, желая, чтобы только Его имя прославлялось среди людей. Все мы любим «отдыхать», а благодати противна праздность.

Духовный человек не огорчается от жестоких слов или бесчестия, не смущается от материальных потерь, не любит собственность и свое «особенное», не требует непременного возвращения долгов, но переносит все с терпением, никогда за себя не споря и не оправдываясь.  Он не предпочитает своего мнения чужим и не приписывает себе ничего доброго. Не делает ничего напоказ, на похвалу и на удивление.

Живя духовно, надо признать, что природное добро противоположно духовному. Именно по этой причине святые оплакивали свои добродетели как грехи.

Природа во всем ищет душевного комфорта, и все на свете, в том числе и Бога, рассматривает как средство для его достижения. И если это не происходит так быстро, как хотелось бы, то начинается внутреннее недовольство, бунт.

Мир все силы бросил на то, чтобы отвлечь человека от спасения, от главного, чтобы люди забыли о том, чего же Бог от нас хочет, чтобы мы исполняли только свои желания.

Епископ Борисовский Вениамин говорит: «В наше время, когда человеку предлагается продвижение по службе, но ради этого надо сделать небольшое отступление от совести своей; если можно достигнуть что-то в жизни, начать какой-то свой бизнес, но для этого надо чуть погрешить, — человек зачастую выбирает последнее. Думает: «Да, сейчас отступлю, а потом у меня все наладится, и я буду жить благочестиво, покаюсь, исправлю свою жизнь». И даже бывает хуже того — человек не думает о том, что покается: «А вот мне так проще, так мне легче, а будущая жизнь — не знаю где и есть ли она вообще. А вот сейчас живу в свое удовольствие». И многие, многие в наше время — и даже христиане порой! — идут на сделки с совестью своей: немного отступлю, но получу какие-то блага земные, а потом всё как-то устроится. Нет! Малое отступление ведет к большему. И человек всё больше и больше удаляется от правильного пути, спасительного. И тут в жизни нашей не должно быть никакого компромисса. Невозможно служить одновременно и Богу и мамоне».

Все интеллектуальные достижения цивилизации нисколько не изменили ощущения счастья или горя, но оторвали от Божьего мира.

Мы не животные, и должны уже сейчас свободно удаляться от всего, что удаляет от главного – от спасения.

Христос предлагает нам спасение, но выбор оставил за нами.

Возможно, что суть Страшного Суда будет в том, что у каждого был выбор и всякий мог спастись, но выбор был не с Богом.

Сейчас важнее думать о стяжании духовных богатств, а не заниматься собирательством тленных вещей.

Многого ведь не приобретешь, времени не отпущено, а если и приобретёшь, то всё равно оставишь здесь на земле.

Если же будешь не растрачивать себя, то будешь приобретать. Ясно одно, что спасутся те, кто всю надежду возложил на Господа, а не на свои сбережения, убежища и приготовления.

Проживая земную жизнь человек мудреет.  И главное условие достижения житейской мудрости – честность перед собой, с самим собой, перед Богом.   Всем нам   жизнью нашей необходимо следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа и молитвенно просить Божьей помощи в укреплении нашего здравия душевного и телесного, дабы жить правильно и благоугодно.

 

О текущем дне

Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34).

Мы часто забываем об этой заповеди.

Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня.

И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни. И то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует многолетнего труда.

И разве не нам говорит апостол: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5)?

 Вот это последнее —  самое горькое: быть не тем, чем должны быть; не быть по сути, но казаться по форме.

 

Свят. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Ладья», 2000.

Архим Лазарь(Абашидзе) Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души. М.: изд. Сретенского монастыря, 2000

Архим. Рафаил (Карелин), Тайна спасения. Беседы о духовной жизни.М.:изд. Московского Подворья СТСЛ 2002

Свящ. Островский К.,. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. Красногорск: Успенский храм, 1998.

Н. А. Бердяев. Философия свободы./www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html

 

Александр А.Соколовский

4 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *