Воскресенье, 24 ноября
Shadow

О cути страдания

Любит  ли  свое  дерево  зеленый  листок?  Просто  —  он,  лишь  с  ним

связанный,-  лишь ему  принадлежит. И  пока  связан, пока зелен, пока  жив —

должен верить в свое родное дерево. Иначе — во что же верить? Иначе — чем же

жить?

     Михаил Осоргин.

Состояние страдания

Понятие страдания является весьма важным в православном учении о спасении. Еще апостол Павел поучал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22). Через страдание Господь учит верующего и очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным (Евр.12:4–13). И хотя праведность даруется Богом человеку по вере (Рим.4:3), но со стороны человека для принятия этой праведности требуются дела веры и/или терпеливое перенесение страданий.

Страдание (скорбь, болезненность, страсть) — это как бы некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то начинает беспокоить, болеть, то человек понимает, что надо это лечить.

Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания.

 Любой человек понимает, что сама болезнь и сопровождающие ее боли есть симптом смерти – и если не лечиться, то болезнь окончится летальным исходом. Почему сказано было, что мужчина будет зарабатывать хлеб в поте лица своего, а жена будет рожать в муках? Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание.  Это не есть  наказание, а, скорее, констатация факта, потому что человек сам избрал этот путь, он сам отошел от жизни, поэтому и сам покинул рай. А Бог, подобно  врачу, констатирует этот факт.

Происхождение страдания

Страдание в мире проистекает и от Ветхого человека и от каждого из нас, ибо  мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, поэтому  Спаситель и сказал «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

Различают страдания телесные (болезни и раны) и душевные (гнев и похоть).

Сама жизнь убеждает, что не страдание болезненно, но ощущение страдательного состояния. А чтобы такое ощущение имело место, страдание должно быть заслуживающим внимания, т.е. значительным по силе.

Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное — это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание — это необходимый спутник любого труда.  Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется.

 «У готовьтесь на скорби — и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостойным…» — наставляет епископ Игнатий

Вообще же страдание — это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: «что-то, наверное, не так». А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.

Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение.  Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению.

 Бог Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и даже  богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, — и телесные и душевные.

Хотя, по православному учению, для достижения спасения достаточно с благодарением претерпевать невольные скорби, находящие на человека, но монашествующие для достижения больших ступеней христианского совершенства накладывают на себя и произвольные скорби. : особый пост, бдение, молитва, смирение, девство и прочее. Богословская основа такого поведения — противопоставление ветхого, плотского, человека — духовному (2Кор.4:16). Соответственно, при умерщвлении плоти и порабощении её духу можно достичь высших духовных состояний, что и является целью монашества.

Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».

Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними.

У великого поэта  А.С. Пушкина есть такие строки «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Нет страдания — нет жизни. Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается  определённым усилием.

Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких.

Страдания Иисуса Христа

Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи.

Даже апостолы так думали и  задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех.

Весь смысл страданий Христовых в том, что ни разу, нигде, никогда не отвечает Он на зло злом, на насилие насилием, на ненависть ненавистью: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).

Митрополит Илларион (Алфеев)  пишет : «Константинопольский Собор 1157 года пришел к следующему определению:Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом… Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес спасительную жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, Которыми человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает.»

Своими страданиями на кресте и смертью Христос искупил весь род человеческий от греха и вечной смерти.

 И сегодня  в этом мире, полном страдания, злобы и ненависти, живет  образ Распятого Христа, и наша вера знает, что Он участвует в каждом страдании, со-страдает  всякому страждущему, стоит у каждого мученика и мучения.  Бог    не остаётся безучастным к нашему страданию, он  входит  в него и принимает его и разделяет.  И потому так часто именно страждущие находят Бога, встречают Христа и верят в Него. И, найдя, не спрашивают, где же Бог, ибо знают: Бог рядом, во мне, Бог даёт мне силу нести крест, а значит, само страдание и даже зло претворять в победу добра. Достаточно человеку прикоснуться к страданию, освободиться от призрачного земного счастья, как начинается его встреча с Богом, ибо Христос, взяв на Себя все человеческое страдание, претворил его в путь к Богу, в полную победу над злом.

Страдание –  возможность обновления

В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов  не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», — то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» — «Нет», — отвечает Иов. — «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?»

В повседневной человеческой жизни ходит  фраза: «критиковать легко, сделай лучше»

Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог.

И  Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние.

Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я — критерий добра и зла». Именно в этом состояло и прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог». Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие сего мира, повреждённого первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.

Из этого вытекает,  что смысл страданий в том, что они — основа Божественного врачевания.

«Я знаю, — говорил праведный Иов, пораженный проказой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!»(Иов 19, 25 — 27).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

Жизнь Иова доказывает, что сущность христианских страданий кроется в обновлении человека и любви Небесного Отца. Человек страдающий, болезненный, лишаемый, гонимый идет по ступеням терпения выше и выше.  Он сам идет и ведет за собой других к  вечному  спасению.

Отрывки из книги Иова читаются в Страстную неделю, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Христа: с понедельника до среды – отрывки из первых двух глав (описания бедствий), а в четверг и пятницу, когда вспоминаются Тайная Вечеря и Страсти Христовы – отрывки из 38-й и 42-й глав (встреча и примирение Иова с Богом). Этот выбор не случаен: Церковь показывает нам, что настоящий, окончательный ответ на вопросы Иова, не только ему, но и всему человечеству был дан на Тайной Вечери и на кресте Голгофы.

 Однако тайна страдания по-прежнему остается личной тайной духовной жизни каждого человека, и лишь немногое приоткрывается нам. Мы можем быть уверены только в одном: иной раз именно страдание позволяет нам подняться над собственным  привычным и комфортным существованием.

 

Библиография

Архиепископ Нафанаил (Львов) «Ключ к сокровищнице. Сретенский  монастырь 2006

Архимандрит Боголеп, настоятель Свято-Успенского храма. elisavet.com.ua/stat3.html

Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2011.

Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. : изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1982.

Добротолюбие Т.4.  Киев: PSYLIB, 2006

Калиновский П.Переход Гл. 12  azbyka.ru ›

Митрополит Илларион (Алфеев)  Православие. Том 1: Страдания и смерть Спасителя.

Точное изложение Православной Веры И. Дамаскина, Книга 2, Глава 22 Библиотека «Вехи» 2001

 

                                Александр А. Соколовски

 

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *