Пятница, 22 ноября
Shadow

О Божественной Литургии

О Божественной Литургии

Божественная литургия – это служба, на которой вспоминается жизнь нашего Господа Иисуса Христа. Переживая, вновь и вновь Рождество, Страдания, Распятие на Кресте, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа, мы становимся причастниками тех событий, которые произошли на Святой Земле около двух тысяч лет назад. Божественная литургия напоминает православным христианам искупительный подвиг, совершенный Спасителем, для спасения человечества от рабства греха и власти диавола.

В прощальной беседе в Сионской горнице во время Тайной вечери Господь совершил таинство Причастия и дал заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Божественной литургией живет Православная Церковь. На каждом богослужении приносится бескровная жертва, которая окрыляет и обогащает дарами Святого Духа тех, кто участвует в ее совершении.

Таинство Евхаристии – это вершина богослужения, когда хлеб и вино освящающим действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христа. Таинство Евхаристии соединяет православных христиан с Самим Господом и делает едиными с Ним: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Обожение и соединение со Христом являются главными задачами в жизни православных христиан на пути в Небесное Царство.

Изучать богослужение необходимо: 1) для уразумения порядка и чередования различных молитв, песнопений, и священнодействий, входящих в состав церковных служб; 2) для уразумения смысла этих молитв, песнопений, обрядов и действий; 3) для созидания в своем сердце благоговейной любви к храму Божию и православному богослужению[1].

Главное в жизни Церкви – это Христос, ее Начало и Глава. И цель жизни человека осуществляется и восполняется именно в Церкви, где человек и связывает свою жизнь с Господом, где Небесный Творец ниспосылает благодать Святого Духа для оживотворения уснувшей души. И сердцем этой жизни является Божественная литургия, во время которой и совершается главнейшее чудо христианства — таинство Евхаристии. Во время этого таинства человек полностью своим естеством связывается с Богом, ведь для этого он здесь и существует — связать уже здесь, на этой грешной земле, себя с Богом, свою жизнь отдать в руки Христа. Во время литургии человек является не просто прихожанином или зрителем происходящего, где священник совершает богослужение, а хор в этом ему помогает, а сам является полноправным членом и участником происходящего. Ведь даже само слово «литургия» означает «общее дело», где все люди без исключения являются важной и значимой частью Церкви земной.

 В большинстве случаев, человек или этого не понимает, или не хочет понимать, огранивая важность литургии и даже Церкви в общем, в разряд торгово-рыночных отношений.

Божественная литургия является самой радостной службой из остальных богослужений суточного круга. Во время этой службы совершается анафора, по-другому возношение. Приносится в службу бескровная жертва. Освящающим действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову.

Божественной литургией освящается все пространство и время. Значение этой службы – умилостивление за грехи людей. Человек мысленно переживает все события из жизни Господа Иисуса Христа, начиная с Его рождения до Вознесения на небо. Святые отцы учат: «Где воля Божия, там небо». Господь исполнил волю Божию, так как хотел не Он, а Бог Отец. Господь наш Иисус Христос совершил искупительную жертву, предав Себя, как цену за прошение грехов людей.

Протоиерей Александр Шмеман учит: «Литургию можно уподобить человеку, освещающему ручным фонарем – часть за частью – знакомое, прекрасное, но в ночной темноте скрытое здание, и в них, в этих частях, опознается все здание в его целости, единстве и красоте. Так и в нашей литургии, совершаемой на земле, но совершающейся на небе. В ней раскрывается и даруется нам тайна спасения мира Христом во всей ее полноте и многочастности, в ней исполняется Церковь, в ней торжествует “иного жития, вечного, начало…”»[2].

Материал подготовил диакон Владимир Букштунович.

[1] Богослужение Православной Церкви. – Москва : «ДАРЪ», 2005. — С. 23.

[2] Шмеман, А., протопресвитер. Евхаристия. Таинство Царства / протопресвитер Александр Шмеман. – Москва : Издательство «Паломник», 1992. — С. 272.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *