«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак 4:17)
Исповедуя грехи – ожидай прощения
Апостол Петр спрашивает Иисуса : «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?».
Спаситель ответил Петру: «…Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21,22).
Именно так готов и нас прощать наш Небесный Отец.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).
Кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения.
Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил.
Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
Даже самая пропащая по человеческим понятиям душа не лишена надежды получить от Иисуса Христа оправдание и обрести тем самым вечную жизнь.
Бывает, что человек совершает в своей жизни много ужасного, но затем искренне в этом раскаивается и приходит к Богу.
Тот, кто действительно осознает тяжесть своих грехов, в состоянии осознать и понять, как велика и бесконечна любовь Спасителя и, в свою очередь, отвечает Ему благодарной любовью.
Самолишение милости и спасения
Однако, Иисус говорил и о том, что существует определенная черта, переступив через которую, грешник навсегда лишается Божьей милости и спасения:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31,32).
Незадолго до Своего распятия Иисус сказал ученикам о Духе Святом:
«…пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде… Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 16:7,8,13; 15:26).
Афанасий Великий первым дал толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святого «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое». Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.
Нам известны грехи против Духа Святаго :
1) отчаяние, в котором человек не надеется на милосердие Божие;
2) излишнее упование на это милосердие;
3) сопротивление познанной Истине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и Святыми Отцами утвержденной;
4) зависть к духовным благам, которые наш ближний приемлет от Бога;
5) пребывание во грехах и жизнь в злобе;
6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни.
Святой Дух утешает скорбящих, обличает человека в грехах и наставляет его на праведную жизнь. Без Духа Божьего невозможно было бы наше спасение. Он не только указывает нам на нашу греховность, но и дарует силы жить новой жизнью, день за днем одерживая победу над злом.
Преподобномученик Никон Оптинский исповедовал: «Всякий грех, кроме хулы на Святаго Духа, Господь простит, если раскаешься. Хула на Святаго Духа в том состоит, что человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло, но делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться ко Господу с раскаянием». Он же говорит о том, что при опасении человека о подобных грехах «тщательная исповедь необходима, а с ней вместе необходима и добрая нравственность, благочестивая жизнь, жизнь по заповедям Божиим. Старайтесь иметь душевную и телесную чистоту, старайтесь после исповеди уже не грешить сознательно, произвольно…»
Самый страшный грех заключается в упорном сопротивлении человека действию Бога. Мы совершаем этот грех, если настойчиво отвергаем призыв Утешителя, обращающегося к нам через слова Священного Писания, через других людей или обстоятельства.
Этот грех называют непростительным не потому, что Бог не хотел бы его простить. Дело в том, что грешник уже не чувствует нужды в прощении, а значит, не может его получить.
Если Бог силой Святого Духа не может достучаться до сердца человека, то Небеса бессильны что-либо еще сделать для него, и «в узах греха своего он содержится» (Пр.5:22).
Хула против Святого Духа — это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение.
Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.
От смерти духовной к смерти вечной
Преподобный Исидор Пелусиот особо предупреждал, что надо всегда с рассуждением говорить о вещах духовных, тем более о делах Духа Святаго: «Не повелено нам метать жемчуг перед свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми своими начинаниями хуля имя Божие и, обратившись, не растерзали вас»
Для любого человека существует опасность совершения этого греха, если он не желает слышать голос собственной совести.
Великий русский писатель Федор Достоевский называет голос совести глазом Божьим внутри человека.
Если совесть не позволяет нам что-либо делать, а мы сознательно идем наперекор, то тем самым ослабляем ее. Поступая так постоянно, мы в конце концов лишаем ее способности обличать и предупреждать нас о грехе, и «совесть… будучи немощна, оскверняется» (1 Кор. 8:7).
«Совесть, с которой легко можно договориться, — пишет известный поэт Евгений Евтушенко, — уже не является совестью».
Те, кто грешит против Духа Святого, не осознают плачевности своего положения. Отдельные же из них даже считают себя праведниками. Однажды позволив дьяволу обмануть себя, заглушив в себе голос Святого Духа, они затем продолжают идти путем беззакония, закрывая глаза на христианские истины и успокаивая совесть ложными доводами и умозаключениями.
Однако, в день суда им придется горько пожалеть о самообмане.
И из уст Христа они услышат страшный приговор:
«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»( Мф 7:23).
Если человек, несмотря на обличение Духа Святого, упорно не признает свой грех и отказывается от покаяния, он ожесточает свое сердце. Это постепенно приводит его к духовной смерти, а впоследствии — к смерти вечной.
О том, что ждет нераскаявшегося, писал преподобный Нил Синайский (.ок. 450): «Горе хульнику: у него связан язык, и он не в состоянии сколько-нибудь оправдаться перед Судией», а преподобный Ефрем Сирин (306-373) утверждал: «Грехи богохульника на этой земле не отпускают ни Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами
Если человек испытывает тревогу о спасении души — своей или ближнего, это значит, что Святой Дух не оставил его, что Он по-прежнему обращается к его совести и разуму.
«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин 6:37; 10:27-29).
Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? — Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение — непрощение ни в сей век, ни в будущий».
Св. Иоанн Златоуст напоминает всем, что : «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение»
Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» — не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, Ибо наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под грудой произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. И тут уже такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.
Библиография
Андрей Десницкий Трудные места Евангелия: Хула на Духа: Рravmir.ru
Свт Василий Великий,. Духовные наставления. М.: Изд-во Сретенского монастыря; Ковчег, 1998.348 с…..
www.pravmir.ru/…/esli-skazano-chto-lyuboj-gre..
verapravoslavnaya.ru/?Hula_na_Duha.
Иеромонах Арсений (Писарев) Грех непрощаемый, изд-во Сретенского монастыря 2007 г 60 с.
Митрополит Владимир: «Хула на Духа Святого-это очень серьезно» …simvol-veri.ru/…/mitropolit-vladimir-xula-na-du.
Что такое хула на Святого Духа?kuraev.ru/smf/index.php?topic=207088.0
Ткаченко Александр, Хула на Святого Духа журнал «Фома» апрель 2011
Александр А. Соколовски