«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня»
(Ин 7. 16).
Жизненность катехизации
Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» (Откр 1. 8), и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3. 11).
Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Христова Церковь — это та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом.
Соединение каждой личности с Богом и в Боге друг с другом и есть сущностное назначение Церкви.
Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем делателям на Его ниве: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для катехизации в Церкви.
Катехизация (от греч. слова «катехизис» — κατήχησις — «поучение, наставление») — наставление новоначальных в христианской вере.
Первым катехизатором в истории христианства был Сам Иисус Христос. Не случайно одно из самых частых обращений к Иисусу, которое мы встречаем в Евангелиях, это — Учитель.
Вся земная жизнь Иисуса, от рождения до воскресения, была единой великой проповедью Царствия.
Причём Сам Иисус Христос был непосредственным воплощением Своего учения.
Иисус учил не только словами, но и личным примером и делами.
И Катехизис Христа был ответом на вопрос «Что делать?» и «Как жить дальше?».
С первых веков христианства катехизация была органической частью молитвенной жизни Церкви.
Св. Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 236) в «Апостольском предании» пишет:
1. Пусть каждый верующий и верующая, встав ото сна на рассвете, прежде чем приступить к работе, умоют руки свои и помолятся Богу, и после идут на работу.
2. Но если (в это время) будет наставление (в слове), пусть каждый сочтет более предпочтительным пойти туда, рассуждая, что он слышит Бога, говорящего устами наставляющего. Ибо молясь вместе со всей Церковью, он сможет избежать всех зол этого дня. Человек богобоязненный должен считать для себя большим упущением, если он не пойдет туда, где проводят обучение, в особенности, если он умеет читать.
3. И если есть учитель, то пусть никто из вас не опаздывает в церковь, где проводится обучение. И тогда будет дано говорящему произнести то, что будет полезно услышать всем. И вы получите пользу от тех знаний, которые Святой Дух сообщит вам чрез наставляющего, и вера ваша будет утверждена услышанным. И он сообщит вам о том, что нужно делать в вашем доме. Каждому следует прилежно ходить в церковь, где изобилует Святой Дух.
Таким образом, катехизация — это система обучения истинам православной веры и чину церковной жизни.
Главной целью катехизации является воцерковление — приобщение людей к христианской богоугодной жизни.
Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить — значит ввести в организм Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться Христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это — членом богочеловеческого организма Христовой Церкви.
Причём особо следует заметить, что катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому он призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор 7. 20).
История катехизиса
Катехизация осуществляется посредством использования катехизиса.
Катехи́зис или катихи́зис (из лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός («поучение, наставление») — др.-греч. κατηχεῖν («внушать, звучать в ответ») = κάτω («вниз») + ήχου («звук»)) — официальный вероисповедный документ, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского вероучения, иногда изложенные в виде вопросов и ответов.
В истории христианства существовало много катехизисов и катехизических книг. В первую очередь, это тексты, относящиеся к святоотеческому наследию, например, — «Слова огласительные» святого Кирилла Иерусалимского и «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.
Святителю Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших катехизисов.
Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан.
Символ веры, до сих пор канонический для Православия, составили отцы I и II Вселенских соборов, в городах Никея (в 325 г.) и Константинополь (в 381 г.).
Последующие изменения (в частности «филиокве») были приняты только западным христианством.
Катехизис в современном терминологическом значении слова (как догматически точное изложение основ веры по вопросам и ответам) появляется в эпоху Реформации, когда протестантам потребовалось своё изложение основ христианства.
Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в начале XVI столетия в форме вопросов и ответов.
В 1520 г. Мартин Лютер составил «Краткое изложение Десяти заповедей и молитвы Господней». Затем последовали Лютеровские Малый и Большой катехизисы, а также катехизисы Кальвина, Меланхтона, последователей Цвингли и других протестантов.
В качестве католической реакции появились иезуитские катехизисы. Католических версий катехизиса известно не много, однако по количеству изданий и тиражам катехизис был самой массовой из вероучительных книг.
Например, катехизис Петра Канизия (ум. в 1597 г.), основателя иезуитского ордена в странах немецкого языка, в 1529 – 1863 гг. выдержал более 400 изданий, т.е. в течение 234 лет почти каждый год выходило по два его издания.
Обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II.
В восточнославянской традиции первый катехизис, причем не на церковнославянском, а на народном языке, напечатал знаменитый белорусский протестант Сымон Будный (Несвиж, 1562). Его «Катехизис то есть наука стародавная христианьская, от светого писма для простых людей языка руского в пытаниах и отказех събрана» написан в большой зависимости от Лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал «дидаскал» (учитель), педагог-гуманист, филолог, церковный православный деятель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний (ок. 1560-1634).
Лаврентий Иванович Зизаний (иначе Лаврентий Тустановский; настоящая фамилия — Куколь) преподавал церковно-славянский и греческий языки во Львовской (до 1592), Брестской (1592-1595) и Виленской (1595-1597) братских школах. С 1619 года он служил в Киево-Печерской лавре.
После обострения религиозной борьбы в Великом княжестве Литовском Зизаний перебрался в 1626 г. в Москву, где, вероятно, и издал свой «Катехизис Великий».
Большой катехизис Лаврентия Зизания был напечатан в Московской Руси под следующим названием: «Книга глаголемая по-гречески Катихисис, по-литовски Оглашение. Русским же языком нарицаемая Беседословие… в вопросех и ответех».
Однако тираж тут же конфисковали и почти полностью уничтожили (осталось несколько дефектных экземпляров).
С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько печатных (несохранившихся) и рукописных катехизисов конца XVI – первой трети XVII в., известных в украинско-белорусских землях того времени.
Лаврентий Зизаний знаменит также как автор хронологически второй печатной грамматики церковнославянского языка («Грамматика словенска», Вильна, 1596) и составитель одного из ранних словарей церковнославянского языка (с толкованиями трудных слов на «простой мове»).
После Зизания у восточных славян до XX в. было два православных катехизиса:
1) «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» Киевского митрополита, ректора Киевской академии Петра Могилы (Киев, 1640; краткая версия в 1645 г.; московские издания в переводе на русский язык в 1645 и 1696 гг.), и
2) «Катехизис пространный христианский» Московского митрополита Филарета (Дроздова) 1823 г. (2-я редакция 1827 г. многократно переиздавалась).
Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.
К Символу веры и катехизису функционально близки так называемые символические книги, или исповедания веры.
Они содержат строго догматическое толкование Символа веры, главные молитвы и перечни главных понятий христианства: Десять Божьих заповедей, Две Заповеди любви, Главные Истины веры, Семь Святых Таинств, Семь Даров Святого Духа, Семь главных грехов, Три Добродетели, Три важнейших момента жизни человека (Смерть. Божий суд. Рай (Небо) или ад).
На Руси в XVII в. такого рода перечисления основных понятий христианства вместе с Символом веры и катехизисом печатались в букварях церковнославянского языка, в молитвенниках, толковых молитвословах, пособиях по Закону Божьему и в других подобных книгах, вводящих в исповедание веры.
Катехизация в Русской Православной Церкви
В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим Синодом.
Однако катехизис святителя Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее уже как богословский экспонат.
И дело не только в устарелых формулировках или языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», — считает председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев).
Еще Архиерейский собор 2008 года принял решение написать новый катехизис.
«Принимая это решение, Архиерейский Собор исходил из того, что сегодня у нас нет официального, утвержденного высшей церковной властью сборника, содержащего сведения по вероучению, нравственному учению, аскетической практике, литургическим темам и актуальным вопросам современности», — говорил митрополит Иларион.
Летом 2009-го Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе.
Глава комиссии митрополит Иларион (Алфеев) говорит: «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей… Например, в России больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь «не убий».
А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что Филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии.
Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно. Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».
Современный катехизис, по мнению рабочей группы при Библейско-богословской комиссии, которая занимается его созданием, должен быть подробным, фундаментальным трудом. Он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере нравственности, об устройстве Церкви, о богослужении и Таинствах, а также о тех вопросах, которые ставит перед христианином современность. Некоторые части Катехизиса, в силу специфики затрагивающие социальные и этические темы, будут базироваться на Основах социальной концепции.
На основе полного Катехизиса можно будет создать и более краткий вариант — для решения миссионерских и катехизаторских задач, для чтения людьми, недавно принявшими Таинство Крещения.
Осознавая важность и нужность катехизации, в практической деятельности в нашей Православной Церкви сегодня утверждается практика проведения огласительных бесед перед крещением.
Общие рекомендации по проведению огласительных бесед содержатся в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», утвержденном Священным Синодом 27 декабря 2011 года.
Поддержку для катехизаторов окажут и пособия «Об оглашении на современном этапе» и «Настольная книга катехизатора».
Ряд методик размещен на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Ежеквартально Отдел религиозного образования и катехизации выпускает журнал «Православное образование».
Библиография:
Диак. Гаврилюк П.Л. История катехизации в Древней Церкви. — М., 2001.
Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе: azbyka.ru.
Из ответов председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Митр. Меркурия, 13.07.2012: www.patriarchia.ru.
Катехизация в Русской Православной Церкви: duhovnik.com/node/951.
Митр. Волоколамский Иларион: «Современный Катехизис Русской Православной Церкви станет соборным трудом»: www.patriarchia.ru/.
Митр. Иларион: «Катехизис святителя Филарета Московского устарел по форме и стилю»: ruskline.ru/.
Александр А. Соколовский
тема своевременна и сверхважна
автор истинно переживает за церковь
Тема своевременна и сверхважна!
Автор истинно переживает за церковь
Сам автор уже НАШ Катехизатор
С новым катехизисом надо ускориться
Обучать истинам веры нужно постоянно