«Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец».
Памятуя об этом, духовный учитель встретит вошедшего улыбкой, ведь пастырское попечение о детях и молодёжи в Православном приходе начинается именно с улыбки. Она является ярчайшим проявлением Божественной любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым…» (Рим.5.5). Теперь этот Дух чрез жизненные обстоятельства коснулся сердца и вошедшего, привёл творение своё в дом свой, верил в дальнейшую заботу о душе своему ученику, учителю любви—священнику, который будет учить любить и быть любимым. Для того, чтобы любить окружающих нас людей, нужно научиться правильно любить себя, а правильная любовь к с себе заключается в исполнении заповедей Божиих. «Некоторые думают, что любовь к ближнему заключается в исполнении всех пожеланий ближнего. А воля Божия – в том, чтобы мы служили людям согласно заповедям, а не исполняли бы все их прихоти, что Церковь называет грехом человекоугодия». Постигая глубины этого духовного состояния, человек, в итоге, поймёт, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13.4-7). Любовь — искусство, которому учатся всю жизнь. Её вершиной является самопожертвование, образец которого явил сам Создатель, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16).
Подобное жертвенное состояние духа даёт возможность человеку успешнее бороться с дьяволом на земле, заслуживая спасение души от страданий на небе. Но покорить Рубикон самопожертвования возможно при отказе от своеволия и вручении себя воле Создателя, что открывается в церковном образе жизни: молитве, исполнении таинств и обрядов, трудах во благо человечества.
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец».
С каждым ударом сердца звучат в душе эти евангельские слова, дающие священнику возможность избежать сатанинского искушения гордостью, преувеличенным мнением о своих пастырских способностях, исключительностью. Господь — первопричина всего сущего, мы лишь соработники Его. Он насаждает, а мы, священники, взращиваем. Каким окажется плод во многом зависит от пастыря, но не стоит обольщаться, от нашего служения зависит многое, но не всё. Ведь основную часть своего времени дети и молодежь, проводят в кругу семьи, учебных заведениях, трудовых коллективах. Так как последние десятилетия Божие Слово в основной своей массе не касалось сердец человеческих, молодое поколение живёт и думает представлениями взрослых, основанных на заботе о своём теле. Одеть, напитать, дать ему всевозможных наслаждений, добиться более высокого социального положения, чтобы потребности плоти обеспечивать в более широком объёме. Взрослое поколение мало, что знает о бессмертной душе, храмом которой является столь не в меру опекаемая или бездумно разрушаемая ими плоть. Полное или почти полное незнание основ духовной жизни, суеверия, разрушительное воздействие сект, оккультизма, чужих культур, основанных на почитании тела или извращенных понятиях о душе. Весь подобный духовно-плотский винегрет с утра до вечера поглощают взрослые, а значит и их дети, которые приходят в храм, уже напитанные не тем, что Бог послал, а тем чем, чем мир насытил. Пастырю при таком положении остаётся лишь десерт с его православными воззрениями на жизнь. Но коли Господь приводит кого в храм, то даёт силы тому, кто встречает вошедшего. Благодать священства помогает приближать души человеческие к духовно-нравственному идеалу. При этом пастырь – труженик на ниве Христовой, а не творец. То, что вверено Творцом, пастырь должен сохранить и приумножить, со смирением воздавая хвалу Создателю при успехе и слёзного раскаиваясь при неудаче.
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец».
Со временем священник объяснит смысл изречения. Гордые мысли ребёнка о своей самости уйдут в прошлое, он поймёт, что благодаря не своим сверхспособностям пришёл в храм, а по милости Божией. Господь изливает её на каждого, стараясь ввести в мир радости и гармонии. Чем раньше человек согласится с предложенным, тем менее драматичнее будет проходить земная, а в последствии и загробная жизнь.
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец».
Эти слова, как и все остальные Священного Писания, глубиной и правдой убирают из-под ног опору греха – гордость сатанинскую, мешающую адекватно относиться к себе и людям, ставить реальные цели и добиваться их. Пастырь и пасомый делают каждый своё дело. Один утешает, наставляет, предостерегает от ошибок, заблуждений, скоропалительных решений; другой совершенствуется в упорстве, трудолюбии, следовании заповедям Господним. В итоге оба совершают великое дело спасения своих душ от греха.
Материал подготовил протоиерей Андрей Шабаловский.